11-01-31

Политика

Лебединая песня парламента

К концу пятилетнего срока полномочий Законодательного собрания Нижегородской области и правительство, и депутаты выдохлись в плане законотворческих инициатив. И это понятно — началась уже выборная кампания в следующий созыв. Не до законопроектов. Однако последняя песня парламента текущего созыва представляется интересной. Комитет по регламенту ЗС НО, который является одной из немногих «вольниц», внес проект вроде бы технического закона «О Законодательном собрании Нижегородской области».

Под видом системного регулирования деятельности регионального парламента ряд депутатов, в том числе коммунисты, пытаются максимально демократизировать областной парламент. Официально в комитете по регламенту ссылаются на то, что закон о правительстве есть, а вот о региональном парламенте нет. Мол, это неправильно. Кроме того, ряд депутатов ссылается на то, что деятельность Заксобрания регулируется множеством законов, и нет цельной картины. Отсюда, мол, и населению области не очень понятно, чем занимается региональный парламент. Как следствие — низкий рейтинг ЗС НО.?Надо поднимать авторитет регионального парламента, а для этого нужен закон. Тогда появится комплексное понимание — что же из себя представляет ЗС НО и чем оно занимается.

В процессе разработки документа использовался опыт аналогичного правового регулирования 40 субъектов РФ.?Оттуда брали все самое лучшее. Депутаты Дмитрий Малухин и Владислав Егоров, возглавившие эту работу, старались закрепить новации, которых не было в законах, регулирующих работу ЗС НО.

Так, впервые четко и системно были прописаны функции ЗС НО. В частности контрольные, которые не так часто и упоминают. Сейчас принято говорить о сов­местной работе правительства и Заксобрания, об общей ответственности за положение дел. В перечне контрольных функций прописаны и такие, как ежегодное заслушивание отчетов губернатора о результатах работы правительства, проведение депутатских слушаний, расследований.

И в этом, похоже, кроется ошибка. Депутатские слушания не являются формой контроля за работой исполнительной власти. Это надо заменить на проведение «правительственного часа». А депутатские слушания — это зачастую полукоммерческие мероприятия, где различные фирмы рекламируют свои услуги. Так недавно проводились слушания по энергоэффективности и энергосбережению. Мероприятие превратилось в кастинг фирм-энергоаудиторов из Москвы, которые предлагали свои услуги нижегородским предприятиям, а также бюджетным учреждениям.

Депутатские слушания — это зачастую полукоммерческие мероприятия, где различные фирмы рекламируют свои услуги. Например, слушания по энергоэффективности и энергосбережению превратилось в кастинг фирм-энергоаудиторов из Москвы, которые предлагали свои услуги нижегородским предприятиям

Теперь о механизмах, призванных привнести в деятельность парламента демократизм. А демократизм, надо сказать, половинчатый. В принципах деятельности и функциях Заксобрания прописан учет общественного мнения при принятии решений. Это хорошая норма. Но как его учесть? В законе прописаны способы влияния населения на работу парламента, но эти рычаги достаточно слабые. В этой ситуации даже главное правовое управление ЗС НО подсказывает депутатам: а еще вы забыли о наказах граждан. А главная проблема заключается в том, что Законодательное собрание не несет ответственности перед населением, если не учитывается общественное мнение. Да и как точно определить общественное мнение? Ответа в законе нет. Понятно, что предпринята попытка ряда депутатов придать областному парламенту большую степень свободы от бюрократии. Но непонятно, как это сделать на практике.

Шагом в сторону демократизации Заксобрания являются статьи законопроекта о работе депутатов на профессиональной постоянно основе. По закону таких депутатов может быть до 15 человек. Кроме того, на постоянной основе получают право работать депутаты не только от «Единой России», как сейчас, но и других партий, которые прошли в региональный парламент. До сих пор мы видели явное воспрепятствование тому, чтобы коммунисты и «справороссы» работали на профессиональной основе. Это шаг вперед, который позволит и другим партиям, кроме «Единой России», чувствовать себя во втором корпусе нижегородского кремля как дома, а не как в гостях.

Среди новаций — обеспечение доступа населения на заседания Законодательного собрания. Звучит это хорошо. Но что имеется в виду? Присутствие в зале или просмотр заседания на мониторе? Известно, что с некоторых пор на входе в здание областного парламента установлен милицейский пост и бюро пропусков. Прессу сначала вывели из зала, а потом определили в другое крыло здания. Население посадят к журналистам? Многие знают, что последнее заседание чуть было не сорвали телефонные террористы. Не означает ли это, что входной контроль надо не ослаблять, а наоборот усиливать?

Так что можно считать, что статья о допуске населения чисто декларативная. Она не учитывает уже существующих и применяемых на практике тенденций: сейчас развиваются формы дистанционного информирования населения, в интернете идут прямые трансляции заседаний ЗС НО.

В любом случае в январе закон собираются принять только в первом чтении. В феврале по плану доработка и окончательное принятие нынешним составом депутатов. Иначе он будет заморожен надолго — новым составом депутатов.

Самое интересное — как отреагирует на предлагаемые депутатами положения правительство региона. А оно, и это абсолютно очевидно, не заинтересовано в демократизации Заксобрания и в создании условий для работы оппозиционных партий. Эта реакция может куда более четко определить, какие направления исполнительная власть хочет жёстче контролировать.

Виктор Деменев