11-02-08
Культурный слой
Один «бакс» за диджейским пультом
Юра Баланов, бессменный бас-гитарист известного нижегородского рок-состава «7000$» («Семь штук баксов»), ударился в диджейство. И если судить по афишам в социальных сетях, в качестве диджея на танцполе он выступает намного чаще, чем на сцене со своей группой. Во всяком случае, приглашения на вечеринки с участием DJ Баланова я получаю едва ли не каждую неделю. Я с Юрой знаком как минимум десять лет, и, конечно же, мне и в голову не могло прийти, что он променял родной коллектив на диджейский промысел, но все же я обратился к нему за разъяснениями ситуации.
Дух бунтарства
— Наверное, во мне говорит музыкантский снобизм, но мне кажется, что диджейство все же сродни шарлатанству. К тому же я никогда не любил танцевальную музыку, а стиль диско считаю своим классовым врагом. Но у тебя, Юра, видимо, иное мнение…
— Если честно, то когда я начинал играть рок, думал так же. В 15 лет я считал, что если в группе играют на синтезаторе, она автоматически записывалась в попсу. Но в начале «нулевых» я уже работал с несколькими электронными проектами, писал для них бас-гитару. Потом влюбился в стиль drum-n-bass. Стал ходить на различные техно-, хаус- и транс-вечеринки. Впрочем, лишь через несколько лет в клубах начали делать мероприятия на мой вкус. О диджеинге я тогда и не думал. Но сочинял музыку на компьютере. Затем у знакомого диджея пробовал крутить винил. А серьезно загорелся этим в 2008?м. Прикупил простенькую аппаратуру. И начал заниматься. Замечу, что все оказалось не так просто, как я предполагал раньше.
— Что «не так просто»?
— Надо, чтобы переход от трека к треку был незаметен для слушателя. Потом все это сливается в один трек — больше часа длиной. Приходится следить, чтобы треки не разбегались друг от друга, да еще и гармонировали между собой. И одновременно управлять эффектами, крутить эквалайзер. Конечно, диджеить проще, чем играть на гитаре, но чтобы это выходило на профессиональном уровне, время пришлось потратить.
— Почему именно драм-н-бэйс? По-моему, он был, так сказать, в тренде еще в девяностых. Что с этим жанром происходит сейчас?
— Драм-н-бэйс сегодня отличается от того, каким он был тогда. Сегодня и скорость выше, да и вообще всё мощнее и качественнее. За десять лет появилось множество поджанров. К тому же, на одном драм-н-бэйсе я не зацикливаюсь. Мне вообще нравится музыка басов и барабанов, я фанат низких частот и ломаного ритма. Также люблю дабстеп и брейкбит. Стараюсь в своих сетах сочетать все эти стили вместе. Во всем этом витает дух бунтарства, очень похожий на тот, что некогда был в рок-движении.
— Насколько я понимаю, ты играешь не на виниле…
— Я работаю с CD.?Много споров ходит, что лучше — винил или CD. Обсуждают, играть с компьютера или нет. Но каждый выбирает, как ему удобнее. Конечно, у некоторых существует фетиш винила, но это не для меня. Тяжело таскать с собой кучу пластинок. Многие диджеи-звезды теперь играют музыку с ноутбука, и их никто не винит за это. Вернее, им по фиг.
— Как проходят твои вечеринки? У тебя есть некий порядок песен или он варьируется во время сета?
— К первым сетам я, конечно, готовился. Дома выстраивал примерный порядок, репетировал. Сейчас же я за десять минут до начала вечеринки решаю, какие будут два первых трека, а потом все движется по зову сердца.
«Я не изменяю бас-гитаре»
— Я послушал несколько твоих мэш-апов (музыкальное произведение, записанное путем наложения вокальной партии одного исходного произведения на музыку другого. — Прим. авт.). Как ты находишь исполнителей, которых можно было бы подвергнуть «скрещиванию»? Для этого надо прослушать много музыки?
— Музыки-то я действительно за свою жизнь прослушал кучу. Маш-апам подвергаются треки, которые мне нравятся самому. Главное — чтобы два трека подошли по тональности и по темпу. Если есть небольшое расхождение, можно подогнать вручную, это уже дело техники.
— Не могу удержаться от того, чтобы спросить — твое диджейство можно расценить, как походы «на сторону» от группы? Отдых от бас-гитары?
— Отдых — да, «на сторону» — нет. Я же не изменяю ей. Это нечто другое — просто немного другой я. Не тот, которого люди привыкли видеть. Хотя роковая часть меня постоянно вылезает наружу. Ну, не привык я с безучастным лицом стоять, уткнувшись в свое оборудование. Я танцую, скачу, прыгаю в зал — сцена для меня уже второй дом.
— А бывает, что вдруг что-то слетает с устоявшихся рельсов?
— Ага, один раз играя на одном южном фестивале, — черт, никак не могу привыкнуть называть этот процесс игрой, — кто-то из техперсонала положил на мой проигрыватель резинового паучка. Вот я испугался! Отдернул руку… Потом, конечно же, посмеялся от души!
— Мне недавно сказали, что в Нижнем насчитывается несколько сотен диджеев. Существует ли какой-то рейтинг?
— Диджеев больше, чем гитаристов, заводы продолжают стоять (смеется). Особенно много мейнстримовых диджеев. В андеграундных стилях, где варюсь я, их, конечно же, меньше. Немало тех, кто считают себя диджеями, но аппаратуры в глаза не видели. Про рейтинги не слышал. Реальный показатель — сколько ты выступаешь. За последнее три месяца я играл в два раза больше, чем за весь прошлый год, Ездил на гастроли.
— Ты мне недавно присылал приглашение на вечеринку, где ты диджеил, но там же участвовал и гитарист «баксов» Иван. Это попытка смешать диджеинг и рок-группу?
— Если честно, это был не диджейский сет, а поединок в Guitar Hero-3. Это компьютерная игра, в которой джойстик заменяет пластмассовая гитара с несколькими кнопками. За рубежом, я знаю, такие дела проходят массово. А в Нижнем пока народ не просек фишку. Пришло немного слушателей. Но я думаю, через некоторое время мы обязательно это повторим. И еще я готовлю программу с участием живого барабанщика.
Эволюционер
— Сейчас ты диджеишь чаще, чем выступаешь с «Баксами». С чем это связано? Люди хотят танцевать и не хотят слушать?
— В настоящий момент группа занята записью нового альбома. Вернее, мы его уже записали и практически свели. В феврале планируем выпустить и поехать в тур с презентацией. Но пока сидим дома, вот и есть время выступать в качестве диск-жокея.
— А музыку «7000$» ты каким-то образом используешь на вечеринках? Делаешь ли с ней маш-апы?
— Нет. Лучше оставлю ее для других диджеев.
— Интересно, что сегодня происходит в «7000$». Насколько я слышу, вы далековато ушли от того, с чего начинали. Сейчас налицо явная попытка влезть в формат, в мейнстрим. Повзрослели и готовы к любым компромиссам?
— Я бы сказал, что формат адаптировался под нас. На том же «Нашествии» выступают не только ветераны русского рока, но и молодые группы, собирающие залы по России. Выросло новое поколение, и с этим надо считаться. Если десять лет назад я ходил по улицам с проколотым лицом и ловил, мягко говоря, удивленные взгляды, то сейчас 80 процентов молодежи выглядит куда более экстремально. И это норма. Насчет того, что мы далеко ушли — такова эволюция. Люди взрослеют, набираются опыта. Никогда не понимал людей, слушающих на протяжении двадцати лет одно и то же. Недавно я нашел интервью, которое давал тебе в 2001 году, где говорил, что залог долголетия — постоянно меняться, удивлять слушателя. И сейчас я считаю так же. Если угождать поклонникам, можно зависнуть на одном уровне. Эдак и группу забудут. Новая пластинка расставит все на свои места. Мы все те же романтики, те же самокопатели, и мы не потеряли чувства юмора. Свежим взглядом смотрим на то, что играли в самом начале пути и за что многим полюбились. Только у нас стало больше профессионализма. Кстати, на этот раз мы решили доверить сведение итальянским мастерам из Adrenaline Studio, и все зазвучало по-европейски!
— Как вы сошлись с итальянцами?
— В Нижнем был совместный концерт с итальянской группой Tasters. Решили попробовать свести у них пару песен, и нам понравилось. Кроме того, на новом альбоме имеется совместный трек с их вокалистом.
— Ты можешь сравнить себя сегодняшнего и себя же образца какого-нибудь 1999 года. Как менялось твое отношение к музыке?
— Я всегда старался быть открытым новым тенденциям. В 99-м я был новичком, сейчас набрался опыта, освоил бас-гитару, игру в коллективе. Как бы громко это ни звучало — стал профессионалом. Это моя профессия. Я зависим от сцены, от низких частот. И от этого я уже никогда не откажусь.
Вадим Демидов