11-03-25
Общество
Моя милиция себя бережёт?
Управление собственной безопасности ГУВД рапортует
Отечественная милиция ещё не стала в полной мере полицией — ни по документам, ни по делам. Но чтобы стать цивилизованной силовой структурой, товарищам милиционерам на пути к господам полицейским нужно как минимум очиститься и покаяться. Хотя бы с помощью управления собственной безопасности, существующего в структуре областного ГУВД.
Бюрократия бессмертна
Сами милиционеры не очень жалуют управление собственной безопасности, что само по себе вполне объяснимо — люди из УСБ ловят за руку не простых граждан, а самих сотрудников милиции. Иногда слишком усердно. Например, наиболее часто жалобы со стороны рядовых милиционеров поступают даже не на само УСБ, а на законодательство, которое сотрудники службы вынуждены охранять. Конкретно — нормы по срокам следствия и дознания. Законом установлено, что дознание должно укладываться в десять дней. Людей, ведущих следствие, это обстоятельство страшно расстраивает. Не укладываешься в декаду — проси разрешение на удлинение срока дознания. Если по какой-то причине (а таких причин бесконечно много!) разрешение не получено — получай взыскание. В прошлом году подобным образом прокололись 606 сотрудников нижегородской милиции, нарушив в итоге уголовно-процессуальное законодательство аж 1522 раза! Короче говоря, бюрократия бессмертна.
По словам начальника управления собственной безопасности ГУВД по Нижегородской области полковника милиции Станислава Горшенина, в прошлом году в отношении сотрудников ОВД Нижегородской области было возбуждено 97 уголовных дел. К уголовной ответственности привлекли 48 сотрудников, и 22 из них уже осуждены.
За совершение должностных преступлений к уголовной ответственности привлечены 28 сотрудников ОВД области, в том числе девять — за взятки, семь — за превышение должностных полномочий, пятеро — за злоупотребление должностными полномочиями, четверо — за служебный подлог, двое — за халатность, один — за дачу взятки. Всего в 2010 году 1255 сотрудников ОВД и подразделений ГУВД допустили нарушения законности (в 2009 году — таких сотрудников было 1019).
Не только берут, но и дают
Безусловно, взятки — статья для общественности самая интересная. Как сообщил Станислав Горшенин, количество раскрытых милицейских взяток остаётся примерно на одном уровне уже несколько лет (в этом году, как мы писали выше, было выявлено девять фактов взяточничества среди нижегородских милиционеров). Если воспользоваться спортивной терминологией, то «стабильность — признак мастерства». Тут надо понимать, что над УСБ есть и другие начальники, которые нередко диктуют «погоду в доме». Слишком мало выявленных взяток — «плохо работаем». Слишком много (по сравнению с другими регионами) — тоже нехорошо, скажут, «отличились нижегородцы». Отсюда, видимо, и «стабильность» в милицейских отчетах УСБ о взятках. По словам Горшенина взятками в милиции не брезгует никто — ни оперуполномоченные и участковые, ни «настоящие полковники». Озвученные журналистам суммы полученных взяток в нижегородской милиции варьируются от 10 до 500 тысяч рублей. Как правило, взятки берутся за так называемый «отказной» материал. Или, говоря проще, за отказ в возбуждении уголовного дела. Как выяснилось, милиционеры не только берут взятки, но и дают их (все мы люди). В прошлом году в рядах нижегородской милиции был зафиксирован один такой случай: некий сотрудник внутренних органов дал другому 30 тысяч рублей. Правда, раскрывать обстоятельства этого милицейского междусобойчика полковники Горшенин наотрез отказался.
Липовая милицейская отчётность — также сфера забот УСБ. Например, сотрудники ОВД Ленинского района Нижнего Новгорода наловчились составлять протоколы на несуществующих лиц, или граждан, не совершавших правонарушений. «Мёртвые души» нужны были милиционерам для отчётности. Всего по факту неправильно составленных протоколов к уголовной ответственности привлечены четверо сотрудников внутренних органов, которые составили 20 «левых» протоколов. «В данный момент по факту допущенных нарушений при составлении протокола заведено несколько уголовных дел», — сказал Горшенин. Правонарушения, совершённые данными милиционерами, квалифицируются как служебный подлог. Но сажать по таким делам вряд ли кого-то будут. В лучшем случае уволят из органов.
Примерно по две жалобы день на действия сотрудников милиции поступает в областное Управление собственной безопасности в течение года. При этом 30% жалоб поступает из мест лишения свободы. «За 2010 года ни одна из жалоб, поступающих из мест лишения свободы, после проверки не подтвердилась. А вообще, из общего числа жалоб граждан оправдывается только третья часть», — утверждает Станислав Горшенин.
Начальник отдела информации и общественных связей ГУВД по Нижегородской области Ольга Кравчук отметила, что жалобы на действия сотрудников милиции поступают не только в УСБ, но и в другие структуры МВД, а расследованием этих дел занимается Следственный комитет. УСБ, в свою очередь, обеспечивает оперативное сопровождение. В свою очередь Станислав Горшенин предложил всем желающим пожаловаться на неправомерные («как вам кажется») действия сотрудников милиции обращаться по адресу: Нижний Новгород, улица Грузинская, 40.
Кто ищет — обязательно найдёт.
Слово не воробей
Любопытна и другая информация, озвученная полковником Горшениным. Например, за сухим определением «превышение должностных полномочий», по его словам, всегда (!) скрывается физическое насилие либо по отношению к подозреваемому, либо к подследственному. Однако, заикнувшись единожды о такой расшифровке, полковник предпочёл более не выносить сор из избы. Только дозированно. Так, например, было заявлено, что начальник управления федеральной миграционной службы по Приокскому району Нижнего Новгорода в настоящее время находится под следствием по статье Уголовного кодекса, карающей именно за превышение должностных полномочий. Когда же ваш покорный слуга задал уточняющий вопрос, над кем конкретно совершил физической насилие сотрудник УФМС, полковник Горшенин взял продолжительную паузу и выдал фразу о том, что тот всего-навсего «неправильно выписал паспорт». Я не в курсе, как выписывают паспорта в Управлении федеральной миграционной службы по Приокскому району Нижнего Новгорода — строго с применением физической силы или все-таки как-то обходятся в таком важном государственном мероприятии без физического насилия. В любом случае, слово, как известно, не воробей. И понятно стремление Горшенина выполнить предписание начальства, отчитавшись перед прессой о проделанной за год работе. Чисто по-человечески понятно.
Сергей Анисимов