11-04-01
Политика
Борский неполитик Евгений Лебедев
На уроках арифметики ученики младших классов обычно говорят: «Два пишем, один в уме». Как раз «в уме» держали кандидата на пост председателя областного Заксобрания Евгения Лебедева «осведомлённые источники». И ларчик тут, видимо, открывается достаточно просто. На уровне политической арифметики.
Виктор Лунин (слева) и Евгений Лебедев
Все спикеры разные
Когда в 2002 году депутаты в упорнейшей борьбе избрали спикером Законодательного собрания Евгения Люлина, стало очевидно, что сделано это было в пику губернатору Геннадию Ходыреву. Плюс на конфликт парламентского спикера и губернатора наслоилось вечное противостояние машиностроителей и энергетиков. Ходырев — в числе первых, а Люлин, тогда работавший в «Сибуре»,?— среди вторых. В 2006 году избрание Люлина председателем Заксобрания носило совсем другой характер. Нужно было показать, что переход власти к губернатору ведётся по всем флангам. Люлин, видимо, знал, что избирается временно, на переходный период. Поэтому резких движений он не делал. Хотя без сложностей отношения спикера Евгения Люлина и губернатора Валерия Шанцева не обошлись.
Когда Евгения Люлина сменил Виктор Лунин, многие надеялись, что новый председатель как минимум не понизит уровень и степень влияния областного парламента. Мол, у Люлина как у неудавшегося губернатора, успевшего ввязаться в конфликт в Москве, руки были связаны. А тут приходит человек, накопивший и опыт, и знания. Лунин, как известно, является авторитетным специалистом в вопросах бюджета. Поэтому считалось, что как раз по бюджету областной власти устроят серьёзный экзамен. А вот в сфере политического взаимодействия всё должно было стать гораздо проще.
Такое наследство теперь и принимает Евгений Лебедев. Мягко говоря, непонятное. То ли статус нового спикера — второе лицо в субъекте Федерации, руководитель представительной власти в регионе, то ли он такой же депутат, как и остальные, лишь организующий работу собрания своих коллег.
Кто на спикера?
В ЗС-2006 Евгений Лебедев был депутатом-новичком. Он занял пост одного из заместителей председателя Комитета по экономике и промышленности Николая Пугина. Лебедев был одним из самых дисциплинированных депутатов, заседания пропускал редко. Но собственно на заседаниях Комитета был достаточно незаметен.
Как-то Николай Пугин то ли заболел, то ли ушёл в отпуск. И пару раз за него председательствовал в комитете Лебедев. Сразу стало понятно, что руководить ему не в новинку. Он показал себя толковым, разбирающимся в вопросах депутатом.
Коллеги дали ему хорошую характеристику. А некоторые депутаты уже тогда предрекли, что вице-губернатор Владимир Иванов в следующем созыве ЗС НО поможет ему с повышением. Речь шла об уровне если не председательском, то «вице-председательском».
По поведению Евгения Лебедева видно, что это абсолютно системный человек, дисциплинированный, в бюрократическом понимании надежный. В первую свою пятилетку он не был ньюсмейкером для журналистов, не был замечен в политических интригах. Создаётся впечатление, что он просто ждал своего часа. И вот достаточно неожиданно этот час настал.
Несмотря на то, что Евгений Лебедев — толковый управленец, его выдвижение на первый план не столько определяется его достоинствами, сколько неготовностью других «единороссов» занять пост председателя регионального парламента. Кому-то из депутатов?«единороссов» это просто ненужно (например, Александру Шаронову), кому-то перекрыли дорогу (тому же Виктору Лунину), кто-то просто не дорос до такой должности (Артём Кавинов, Андрей Тарасов и другие). В общем-то, и выбирать было не из кого.
А у Лебедева за спиной один срок депутатства, периодическое председательство в Комитете по экономике плюс предсказуемость и неамбициозность.
Лунин и Иванов — два полюса
Ясно, что подбор кандидатов на должности председателя регионального парламента и его заместителей — это прерогатива губернатора. Но в данном случае понятно и то, что «готовил» кандидата Лебедева вице-губернатор Владимир Иванов. Он же давал соответствующие гарантии лояльности и системности своего кандидата. Потому что потенциальный спикер выбирался под индивидуальные, так сказать, требования.
Трудно сказать, комфортно ли было работать Иванову с Луниным. В Заксобрании образца 2002 года между ними даже было соперничество за пост председателя Комитета по бюджету и налогам. Тогда выиграл эту конкурентную борьбу Иванов. Да и в дальнейшем его карьера развивалась успешнее, чем у Лунина: заместитель губернатора — вице-губернатор. А Лунин был хотя и на высокой, но не на высшей ступени иерархии в Сбербанке, и при этом почти разом догнал заклятого друга.
Исходя из элементарной логики, против усиления борской группировки настроены не только Арзамас и Дзержинск, но и областной центр. Арзамас и Дзержинск всегда спорили с Борским районом за инвестиции, и считалось, что именно Владимир Иванов подсказывает инвесторам выгодные места для вложений. Отсюда — упрёки, что Арзамасу и Дзержинску мешают, а Борскому району помогают
Надо отметить, что председатель Лунин никогда открыто и публично не критиковал ни Иванова лично, ни правительство области как таковое. Но, похоже, какой-то осадок остался у обеих сторон. И только авторитет губернатора помогал сохранить этот дуэт, обеспечивавший системное взаимодействовие по целому ряду вопросов. В первую очередь вопросов бюджетных.
С Евгением Лебедевым вице-губернатору, очевидно, будет намного комфортнее. Борская группировка серьёзно укрепляется и выходит на арену — второе и третье лицо в регионе. В данной конфигурации Иванов, конечно, безоговорочно лидирует.
Известно, что от Борского района баллотировался и банкир Михаил Гапонов. Если его проведут в председатели Комитета по бюджету и налогам (вместо Шаронова), то борские получат третью ключевую позицию. Это будет свидетельствовать о резком возвышении вице-губернатора. Возможно, тут будет и намёк на преемничество.
Исходя из элементарной логики, против усиления борской группировки настроены не только Арзамас и Дзержинск, но и областной центр. Арзамас и Дзержинск всегда спорили с Борским районом за инвестиции, и считалось, что именно Владимир Иванов подсказывает инвесторам выгодные места для вложений. Отсюда — упрёки, что Арзамасу и Дзержинску мешают, а Борскому району помогают.
Нижний Новгород теперь вполне может ожидать, что борские начнут лоббировать интересы своей территории. Отсюда вывод: Евгений Лебедев не был в первом ряду претендентов на пост председателя Законодательного собрания в первую очередь из-за ревности и соперничества территориальных интересов. Виктор Лунин, лоббировавший интересы Вачи, никому не мешал. А тут связки между выходцами из Борского района чересчур прозрачны.
Ещё одна особенность фигуры Лебедева состоит в том, что у него репутация не политика. Этим он, кстати, похож на Лунина. Кажется, Лебедев даже не входит в областной политсовет «Единой России». Но при этой должности нельзя быть вне политики. Поэтому ему придётся входить в курс дел, ведущихся и по этой линии. Вряд ли его сразу сделают секретарем областного политсовета. А консультировать Евгения Лебедева по политическому вопросу, по всей вероятности, будет Александр Вайнберг.
Мы видели Заксобрание под управлением Люлина, наблюдали за стилем руководства Лунина. Чего ждать от спикера Лебедева? Вряд ли в ближайшие год-полтора возникнут какие-либо трения и конфликты между депутатами и правительством региона. А вот в самом Заксобрании могут назреть жёсткие противоречия. Не для реализации этого ли тренда депутаты-«единороссы» концентрируют всю власть в парламенте в своих руках? Мол, мы берём удар на себя. Пусть коммунисты и прочие партии бьются не с правительством региона, а с ними — «единороссами». Только в этом проглядывает логика решений, которые пытается провести депутатское большинство. И тогда от Евгения Лебедева ждут не уступок в пользу оппозиции, а жёсткой работы с ней — чуть ли не блокирование всех инициатив, исходящих извне, то есть не от партии власти. И можно спорить об эффективности этой логики. Но «железо» в ней определённо есть.
Виктор Деменев