11-04-15
Культурный слой
Песни для глухих голосом Шевчука
На прошедшей неделе в клубе Jam Prestige случился мини-фестиваль «Весна. Акустика», в котором среди прочих групп приняла участие команда «Музыка для глухих», исполняющая незатейливые трехаккордные рок-н-роллы. За микрофоном в «Музыке для глухих» стоит Дим Большой. Если честно, я впервые слышу, чтобы чей-то голос был настолько похож на Шевчука, это поначалу просто обескураживает. Возможно, даже дело не в тембре — а в задушевных «шевчуковых» интонациях. Удивительно, но и сами песни будто прямиком из восьмидесятых, то есть самый олдскульный русский рок! Тексты, как и положено, простоваты и наивны, а порой походят на частушки, но наверняка хороши для того, чтобы распевать хором.
По легенде, три года назад Дим Большой взял в руки гитару. Спустя некоторое время к нему присоединились музыканты из нескольких малоизвестных нижегородских групп. 16 мая 2009 года состоялся первый электрический концерт «Музыки для глухих» на фестивале «Живя Сердцем».
«Деньги испортили весь наш русский рок!»
— «ДДТ» тебе нравится? — интересуюсь у Большого Дима.
— Слушал, как вся наша страна — ни больше ни меньше. Не фанатею, хотя Шевчука во многом поддерживаю, он в отличие от своих коллег не занимается подхалимажем. А то, что голос похож, я не стараюсь его копировать. Какой есть голос, такой и есть. Нет времени заниматься вокалом. Когда наша группа будет серьёзнее — будет серьёзней подход.
— Так у вас проект несерьёзный? Но ведь выступаете же…
— Большую часть времени работе уделяешь, а не группе. За музыку свою ничего не получаем, только вкладываемся, а некоторым семью кормить надо. Если за дело браться серьезней, надо с головой окунаться. Приходится даже порой от выступлений отказываться, из-за недостатка времени мы просто не можем их себе позволить. Я даже не мечтаю о лимузинах — на жизнь бы хватало! Мы сами в связи с занятостью уделяем мало внимания своему проекту, а вниманием слушателей не обделены.
— Ты говоришь, что Шевчук в отличие от коллег не подхалим. А кого ты имеешь в виду?
— Тех, кто в грудь себя бил за революцию, за справедливость, за свободу. А теперь опьянел от денег — и за пазуху греться! Намутили воды, бабок срубили — и в кусты. Только пальцы торчат! А как же поколения, что выросли на их песнях? Я вот в Нижнем смотрю на некоторые группы, так у них в мечтах только бабла срубить немерено — не у всех, правда. А ведь это тогда торгаш, а не художник. Его мироощущение лишь в деньги упирается. Даже в партии подаются — агитировать за бочки с икрой. Деньги испортили весь наш русский рок. Но не буду переходить на личности. Бог им судья. Кто видит дальше бумажника, и так всё понимает.
— Нет уж — взялся за гуж, не говори, что не дюж! Ответствуй, кого ты имеешь в виду!
— Не буду переходить на личности, но если возникнет на то необходимость — скажу им лично.
«Люблю, когда музыка не припудренная»
В шумном зале, как в море,
Тонет горькое горе,
Подпевают хором куплета слова.
Здесь заря над простором против тьмы коридоров,
И в неистовом споре ты, конечно, права.
Вокруг нас Хиросима,
Серость невыносима.
Но и в лютые зимы мы будем орать,
Что рок-н-ролл — это сила!
— Сегодня даже те группы, что некогда русский рок и придумали, пытаются от него откреститься. А вы, молодой бэнд, наследуете звучание именно 80-х годов… Такова идеология группы?
— Это временный порыв. Мы не тянемся к понятию «русский рок». Да и что есть русский рок? Душевность! А остальное у запада слизали. Откуда у нас взяться качеству звучания? Все записи, что мы выложили в сеть, — очень древние. Я как-то собрал музыкантов из разных групп, и за три репетиции мы накатали «живые» записи. Мне это тогда встало в полторы тысячи. На аранжировки не было времени и играли на всём, что нашли. Я записывал эти песни чисто для себя. Мы же постоянно экспериментируем. А бывает, и с сырым материалом выходим. То есть поиск идет в полевых условиях. Люблю, когда музыка неприпудренная — с живым лицом без грима.
— О каких экспериментах идет речь?
— Экспериментируем и в исполнении, и в звучании. Возьмем песню «1000 лет весны», мы её играли и как панк, и как регги, и как ска. Смотрим, какова на это реакция народа. В три гитары и бас сейчас начали играть. Просто так писать и петь неинтересно, мы просто импровизируем…
Тёплым майским вечером после дождя
На мокрой дороге я увидел тебя.
Среди этой грязи и мокрых дорог
Я не знал, что сейчас весна, и я ещё мог.
И не поняв, откуда ты и куда,
Ты бесследно пришла и туда же ушла.
Но ангел без крыльев спустился ко мне
с неба
на лучике света по имени Света.
— Кстати, почему «для глухих»?
— Искал что-то нестандартное, невписывающееся в рамки логики…
— У американской группы Queens of Stone Age есть альбом «Songs For The Deaf», то есть как раз «Песни для глухих». И я полагал, что, возможно, ваше название — намёк на этот альбом… Слышал такую группу?
— Не слушал, но обязательно для ознакомления послушаю.
— Творчество каких групп прошлого тебе наиболее дорого?
— Нравится Летов, Полковник Хрынов, Высоцкий, Окуджава, люблю классику.
— Нечасто встретишь группу, которая поёт о Нижнем. А у вас целая песня…
— Нижний мне очень нравится. Не только за то, что это моя маленькая родина в большой стране. Был я в других городах, хорошо и красиво, но не то. Обожаю я эту речную серую баржу. Но вот не люблю выступать в Нижнем. Да и нас не очень любят, не понимают, что ли. Не вписываемся мы в клубную жизнь города из-за своей старомодной музыки. В Нижнем спокойствие переплетается с суетой духа, и потому город постоянно в поиске одновременно движения, направления и стабильности. Главное — люди хорошие, конечно. Друзья детства, любовь, славные воспоминания. Ну, как об этом не спеть? Песня обо всем в принципе, и о любви к городу, и о его славной истории.
Волга ясная течёт — не на запад,
не восток.
Неужели так бывает
или мне почудилось —
Облака нам улыбались, ну,
а небо хмурилось…
Каждый год кричит здесь лето
и теряется зима,
А весна рождает деток
от рассвета до темна.
И, конечно, плачет осень,
круглый год и так всегда,
То, бывает, листья сбросит,
то ударит прям в глаза.
— Говоришь, не любят вас. А кого любят?
— В городе процветает клубная жизнь — дискотеки, мода и гламур. Это трудно уживается с рок-культурой, с андеграундом.
«Я не считаю себя ни умником ни гением»
— Сам ты вырос в какой среде?
— Корни мои одесские, но родился и вырос я в Нижнем. Отца съели лихие девяностые, из-за этого мама была всё время на работе, а воспитала меня улица со всеми её прелестями. С юношеского возраста меня не оставлял душевный протест против окружающей меня системы. Правда, я не воспринимал её как систему, просто не оставляло чувство несправедливости. В школе я был настоящей головной болью для преподавателей, но они меня всё равно любили, не знаю почему. В классе всегда был всего зачинщиком. В училище от завода Гидромаш начал интересоваться гитарой, выступал перед рабочими цехов. Весело было!
— Школа повлияла на твои музыкальные вкусы?
— Помню, учительница литературы Татьяна Николаевна прочла стихотворение Сергея Есенина «Дед», правда, кто автор, я узнал позже. Вспоминаю, как пришёл к другу, и он мне показал на видео концерт «Гражданской Обороны» в Таллине. Я почувствовал такую мощную волну эмоций и энергетики, что неизлечимо заболел роком. Слушать западный рок не слишком люблю, поскольку мне интересны тексты, а английский язык я не знаю.
Мы с тобою сидели всю ночь,
Я не смел прикоснуться к тебе,
Ты рассказала мне про небесный закат
И чистоту на небесном окне.
Время летело, а я как мог
Эти часы затормозить?..
— Что является топливом для сочинения? Темы подсказывает жизнь? Телевизор?
— Телевизор не смотрю уже давно. Я не считаю себя ни умником ни гением, но то, что показывают по ящику, — просто «мама не горюй», вынос мозга. Вдохновению служат эмоции, впечатления, общения с людьми. Я не поэт и не музыкант, моё творчество — средство самовыражения. Для меня в музыке нет стилей, всё это пластилин, из которого леплю, что хочу и как хочу.
— Когда появилась твоя самая первая песня?
— Я уже и не припомню, какая песня была первой. Первый стих я написал на уроке литературы. Нам задали написать сочинение на тему, что-то там о любви, а я сочинил стихотворение. И нашей учительнице, воспитанной духом мудрости XIX века, оно очень понравилось. В итоге, она поставила мне четверку. За стих вместо сочинения…
— Слышал, что «Музыка для глухих» хочет записать сразу два альбома. Получается?
— В реальности сейчас репетируем акустику и готовимся записать её. А потом уже засядем за электрический альбом.
— Есть ли музыкант, с которым бы ты охотно сотрудничал?
— Мне безразлично, с кем сотрудничать. Лишь бы человек был непафосный и чтобы деньги были для него средством, а не целью — во всех делах.
Вадим Демидов