11-04-15

Культурный слой

Вавилонская башня с недоделками

Первого апреля, в День весельчака, в Доме актера с каким-то невероятным переаншлагом прошла премьера балета-фарса театра «Журфикс» «Вера, Надежда, Любовь и… чёрт бы её побрал, Снегурочка».

Вначале ничто не предвещало «беды». Под альтернативную музыку, являющую из себя что-то среднее между Шнитке и Deep Forest (синкопы напополам с птичьими трелями) на сцене вовсю старался кордебалет в пёстреньких нарядных трико, изображая то весенних пташек, то молоденьких пейзанок. То ли «мелодии» уж были слишком продвинуты, то ли балерины очень волновались, но всё происходящее на сцене подпадало под устойчивое определение «кто в лес, кто по дрова».

К пятнадцатой минуте зрители уж было начали отчаиваться, но тут на помощь «уплывающим» девушкам подоспело мужское подкрепление и совершенно безволнительным танцем женихов стабилизировало ситуацию. А уж совсем с надеждой зал выдохнул после лихо исполненного нижнего брейка в исключительно народном стиле, так что зрители уже в устойчивом эмоциональном состоянии восприняли появление двух Снегурочек. И коренной перелом в спектакль внесли сольные номера в исполнении опытных Елены Минской и Олега Басырова.

Вообще, тех кто был знаком с каноническим сюжетом Островского (а их явно были единицы), разворачивающееся действие, думаю, сильно озадачило. Но это на поверхностный взгляд. Казалось бы, вполне себе фольклорная сказка дохристианского времени с ярко выраженной языческой колористикой про Ярило, берендеев и дочку Весны и Деда Мороза, однако по своему вечному посылу всё-таки мало отличающаяся от гопниковского по сути «Дома-2». И там, и там — молодёжь с окраин с умеренным IQ и гипертрофированными половыми инстинктами. И там, и там отбиваются парни у «лучших подруг», а само время убивается бесконечным злословием и жалкими пародиями на шоу-бизнес (ну, всё поют и пляшут, ёлки). И там, и там каждые пять минут повторяется сакраментальное «люблю» («мы счастливы!»), в которое как-то не особо и верится. Наверное, поэтому обычный жесткий подход режиссёра Ирины Тарачановой удачно взбалтывает всю эту несколько приторную атмосферу, а заодно и наши застоявшиеся представления о предмете.

Вообще, режиссёр, конечно, приятно удивила большим упором на концептуальность, а не на присущую ей эстетику, то есть «красивость» и утончённость. Поэтому, если в предыдущих спектаклях больше смотрелось, то в этом больше думалось. И это как бы в ущерб презентабельности, легкости восприятия. Если зрителей пришедших «отдохнуть» это напрягло, то меня только порадовало.

Возможно, наблюдалось некое расхождение между задуманным и реализованным, но на это есть и свои причины. В театре явно происходит законная смена «актерских поколений». И этот диссонанс, видимо, происходит от нестыковки серьёзности посылов и недостатка опыта. Но опыт накапливается, так что проблема разрешима.

Не секрет, что Тарачанова тяготеет к очень оригинальной музыке. Мы с этого начали. Думается, что в данном спектакле не обошлось без композитора (да!) Михаила Висилицкого в качестве консультанта. Но тем самым Ирина как хореограф поставила себя в трудное положение — в половине па-де-де используется практически фри-джаз, и молодые танцоры не всегда поспевают за темой. В тех же мизансценах, где использована ритмическая музыка, ребята иногда не успевают перестроиться и потому не всегда попадают акцентами и фиксацией в сильные доли (исключение — танец с тарелками).

Как всегда своеобразны костюмы. Всё здесь имеет значение и несёт смысловую нагрузку. И цветовая гамма (Мизгирь и Купава — в красном, Снегурочка — в голубом, народ — в пёстром), и смысловые акценты (полосатые, как у дяди Сэма, штаны Мизгиря), и универсальная трансформерность, когда почти как у Миронова — «лёгким взмахом руки… в элегантные шорты». Единственная претензия к мешковатым сарафано-юбко-балахонам, которые в медленных балетах скрадывают движения, а в быстрых создают легкий хаос «белья на ветру».

И, конечно, просто замечателен последний трагический танец, который в пику традиции разворачивается сценической осенней ночью. Где и актёры попадают в такт и синхрон с другими парами, и музыка, драматичная и цепляющая, соответствует моменту.

В общем, Ирина Тарачанова как всегда добилась своего: и праздник на сцене сотворила, и разброс мнений обеспечила.

Сергей Плотицын