№20 (62), 16.08.2007

Спецпроект

Путешествия губернаторов из Нижнего в Москву

Опальный олигарх Борис Березовский как-то произнес крылатую фразу: «Англичане уходят не прощаясь, а евреи прощаются и не уходят». Последнее свойственно для большинства губернаторов, вокруг которых роятся слухи о переходе в Москву. Этих слухов, обоснованных или не очень, не избежал ни один нижегородский губернатор. В том числе и нынешний — Валерий Шанцев.


Политических циклонов на территории Нижегородской области в ближайшее время не ожидается

Слухи об отъезде в Москву каждого нижегородского губернатора имеют свою мифологию, опирающуюся на определенный политический заказ. Борис Немцов был одним из фаворитов президента Бориса Ельцина. Поэтому ему пророчили большое повышение и высокий пост, вплоть до президентского. Немцов, якобы, всегда отказывался от перехода в Москву до тех пор, пока ему не сделали предложение, от которого было невозможно отказаться: «До сих пор Ельцин тебе помогал, теперь ты ему помоги». Борис Ефимович согласился на пост вице-премьера. В дальнейшем он философски рассуждал о том, что соглашаться надо было только на премьера.

У Ивана Склярова совсем другая отъездная история. Оппозиция резко критиковала Ивана Петровича. Тогда для поднятия его авторитета среди политизированной нижегородской публики из круга сторонников Склярова стали распространяться слухи о его возможном переходе на работу в Москву. Памятуя об активной работе Ивана Склярова во время ликвидации последствий арзамасской катастрофы конца 80-х годов, Склярову прочили место заместителя Сергея Шойгу в МЧС, были какие-то слухи о его спецпредставительстве в Чечне в силу того, что его сестра была замужем за чеченцем. Вбрасывались и какие-то другие варианты отъезда второго нижегородского губернатора. Оппоненты Склярова пытались дезавуировать эти периодически возникающие слухи: мол, он никому не нужен в Москве, а формат политика, который тот представлял, якобы не востребован в путинской Москве. Это для ельцинской Москвы были характерны бани и выпивки. Таким образом, во времена Склярова нижегородцы впервые столкнулись с таким внутриполитическим оружием, как слухи об отъезде губернатора за пределы региона.

В случае с Геннадием Ходыревым слухи о переезде третьего нижегородского губернатора распространялись, в основном, его оппонентами. Мол, коммунист Ходырев неугоден Кремлю в качестве губернатора региона

реформ, работа у него не получается, колючий и ироничный Геннадий Максимович не нашел общего языка с областной элитой. Поэтому в Москве не против, чтобы покровители Ходырева, вроде экс-премьера Евгения Примакова, забрали его в Российскую торгово-промышленную палату или еще куда-нибудь. Когда Ходырев оказался первым номером «Единой России» в списке кандидатов в депутаты Государственной думы РФ 2003 года, некоторые нижегородские политики заявляли: он приехал сюда из Москвы и сейчас собирает чемоданы в Москву. Понятно, что таким образом антиходыревская оппозиция пыталась деморализовать последних сторонников Геннадия Максимовича. Вновь слухи об исходе губернатора являлись политическим инструментом в борьбе за власть внутри Нижегородской области.

Несколько сложнее обстоит ситуация вокруг слухов об экспорте четвертого нижегородского губернатора Валерия Шанцева. Следует признать, что первая волна слухов об обратной эмиграции Валерия Павлиновича в Москву возникла как реакция на тотальную сдачу политических позиций нижегородской элиты. Мол, подождите капитулировать перед «московским катком»! Губернатор Шанцев быстро уловил смысл таких слухов и дезавуировал их размышлениями о двух сроках работы в Нижегородской области и о происках недовольных, которые неправильно вели тут бизнес.

Овладев командными высотами, Валерий Шанцев вдруг понял, что одним из резервов дальнейшего поднятия своего авторитета являются слухи о переезде в Москву или, например, в Сочи. Мол, в Кремле быстро убедились в эффективности и дееспособности «нашего Павлиныча», и сейчас рассматриваются различные варианты по использованию его якобы громадного потенциала. Отсюда вброс версий на любой вкус — от премьера до ответственного за подготовку Олимпиады-2014 в Сочи. Аппетиты окружения Шанцева растут, разговоры не ведутся разве что о преемничестве на посту президента и о должности мэра Москвы. Разумеется, четвертый нижегородский губернатор отрицает все эти слухи, но для политически грамотной публики эти маневры Шанцева понятны. Его реакция на разного рода гипотезы и версии — лишний повод поговорить о востребованности и величии скромного губернатора Нижегородской области.

Тот, кто садится на иглу слухов о переходе в Москву, никогда с нее не слезет. Поэтому в той или иной «интертрепации» подобные слухи вокруг Валерия Шанцева периодически будут распространяться. До ухода Путина с целью показать, что Шанцев в его обойме, после ухода Путина — показать, что новый президент ценит Шанцева пуще прежнего руководителя страны…

Однако все актуальнее становится встречная волна слухов, например, о масштабной проверке деятельности нижегородского губернатора, его полной отставке или почетной ссылке по примеру новгородского губернатора Михаила Прусака, а то и (тьфу-тьфу-тьфу!) аресте. Тем более что губернаторы, похоже, перестали быть неприкосновенными суверенами, как это было при Ельцине и, до последнего времени, при Путине. Что-то мне подсказывает, что все слухи о грядущем возвышении губернатора Шанцева будут существовать только до тотальной и глубокой проверки его деятельности за последние два года.

Виктор Деменев