11-06-03

Культурный слой

Нижегородские новички ставят драму

Возможно, группа «Minor Minor» так бы и не родилась, если бы не конкурс «Музыка нашего города». Два года назад дуэт, в который входили Егор Штернов и Никита Шалагинов, отправил свои домашние зарисовки на адрес конкурса. И песня прошла в финал и была издана на конкурсном CD. Но вот незадача — нужно было представить песню вживую, и поэтому в срочном порядке были найдены барабанщик и бас-гитарист. Правда, сегодня их место прочно заняли Михаил Борисов и Антон Яблонцев. На сцене квартет Minor Minor дебютировал прошлой осенью, а недавно увидел свет их сингл. То, что я услышал, — впечатляет, у парней выходит рок с хорошим размахом, он мелодичен и повернут лицом к слушателю.

С творчеством «Minor Minor» меня познакомил Илья Трифонов, которому музыканты обязаны хорошим звуком в клубе в Jamboree. «Неподдельные эмоции и мощная энергетика, плюс ко всему это музыка, понятная каждому, такой утяжелённый поп-рок», так он охарактеризовал группу, и мне не с чем спорить. Однако сами музыканты описывают свою музыку, как «драматический пост-рок», о том, как они понимают этот термин и начался наш разговор с Егором Штерновым.

Любовь как топливо

— Я слышу, что без влияния эмо не обошлось…

— Сегодня так много стилей и направлений… В нашей музыке слышна драма, в ней есть конфликт. Друзья отмечали, что из наших песен вышел бы отличный саундтрек. Так и появилась приставка «dramatic». Наша музыка насыщена эмоциями, хотя мы никогда не позиционировали себя, как эмо. Вообще, пост-рок — условность, размытый критерий. Мы не ставим перед собой никаких рамок и делаем то, что нам нравится, ни на кого не равняясь и никому не подражая. При этом каждый слушает самую разнообразную музыку. На меня, например, в своё время повлияли Muse и Emery, а вот наш бас-гитарист Михаил рос на Iron Maiden и Blackmore’s Night.

— Обычно пост-роковые группы ломают догмы старого рока, предлагают свои схемы и методы музыкальных построений — как «Радиохэд» начала нулевых, с которого пост-рок, собственно, и начался. Вы же двигаетесь, в общем-то, по изученной колее…

— В какой-то степени вы правы, но замечу, что хотя мы и движемся по изученной колее, но нам удаётся находиться вне модных молодёжных тенденций, и это позволяет быть оригинальной группой. Мы не вешаем на себя ярлыков, не боимся экспериментировать. Часто на вопрос, каков наш стиль, проще всего ответить «пост-рок», а не сваливать на спрашивающего кучу непонятной информации.

— Песни «Minor Minor» — плод одного участника или продукт совместного музицирования? И на каком топливе всё это работает?

— Топливом может быть как любовь, так и окружающий мир, личные переживания. Я могу часами что-то придумывать, но, бывает, совсем не плодотворно. Зато если я в тот момент кем-то или чем-то вдохновлён, то всё происходит совершенно иначе. Словом, без музы никуда. Иногда появляется сразу целая песня, иногда всего лишь короткая зарисовка. На репетициях мы тщательно разбираем материал и «полируем» его. Каждый участник что-то привносит.

— Судя по тому материалу, что я слышал, — он достаточно печальный по атмосфере. От тебя это исходит? Вот ты поёшь: «Терпеть и ждать — тоска и уныние…». Или все ребята депрессивные собрались?

— Почему же сразу депрессивные? Да и депрессии может быть подвержен любой человек. Тексты песен основаны на личных переживаниях, и это обычно интимный вопрос. Что, конечно, не означает, что моя жизнь, как автора лирики, — сплошная депрессия. Мне кажется, любой может в них найти нечто узнаваемое из своего опыта.

 

Не растереть, застыли немые.

Терпеть и ждать — тоска и уныние.

В моих глазах увидев преграду.

Все губы в кровь. Какая досада.

Тает самый холодный и грязный

В твоём подсознании

Лёд, кусками заставил дрожать,

Сократив расстояние…

Творчество как секрет

— Сегодня рок снова пытается стать социальным. Такие темы могут появиться в песнях?

— Сомневаюсь, что мы когда-нибудь затронем социальную тему, хотя зарекаться не будем. Сейчас очень сильно развиты СМИ. Даже против своего желания ты всё равно будешь в курсе происходящих вокруг событий. Но черпать вдохновение из событий в Ливии? Протестовать против коррумпированного правительства? Мне это не кажется интересным. Есть более высокие и чистые вещи, о которых стоит писать.

— Какие, к примеру? Разве социальная песня — не может быть высокой и чистой?

— Мы поём о любви, людях и событиях, чувствах и переживаниях, победах и разочарованиях. О том, что, непременно, преследует каждого из нас, о чём не всегда говорят во всеуслышание. Социальный аспект не наш ракурс. Мы не протестуем, не призываем — но даём возможность слушателю испытать эмоции вместе с нами.

— Ты автор текстов. А поэзию ты любишь?

— Признаюсь, поэзией я никогда особо не увлекался. Но это не мешает сочинять стихи к песням. Первые наброски, как правило, у меня появляются вместе с зачатками композиции. Бывает такое состояние, когда на душе есть нечто такое, о чём не хочется никому рассказывать, что-то вроде секрета. Вот этот момент самый лучший для творчества.

— Уверен ли ты в том, что кроме тебя это больше никто не скажет?

— Многое уже до нас рассказано. История рок-музыки перенасыщена событиями и легендами. Конечно, хочется хоть в какой-то мере быть новаторами, мы постоянно находимся в поисках чего-то оригинального. Время покажет…

 

Жжёным, ты жжёным,

Песком на ресницы легла.

Не вижу, нет, не вижу того,

кто заставил тебя.

Небо, я небо вчера над тобой не узнал.

Дальше так стыдно. Трагедия солнца,

Жестокий финал.

 

— Статистика утверждает, что большинство молодых российских рок-музыкантов поют на инглише. Почему так, как ты думаешь?

— Я считаю это обычным пижонством. Почти не встречал отечественных коллективов, у которых бы это хорошо получалось. Команды начинают исполнять свои песни на английском в расчёте на то, их заметят западные лейблы. И это большая ошибка, ведь живём-то мы в России, поэтому и песни должны быть на русском. Не припомню где, но слышал такое выражение: «Глупо петь на английском, если это не твой родной язык». Впрочем, если возникнет желание или необходимость, всегда можно адаптировать текст и исполнить песню на другом языке.

Между музыкой и кино

— Я на днях общался с Драколом из «Элизиума», и он заметил, что за последние тринадцать лет в Нижнем не появилось ни одного по-настоящему яркого рок-коллектива. Каковы причины этому? Или ты иного мнения?

— Главные причины такого застоя — либо отсутствие желания, либо неумение делать что-то оригинальное. Почему-то все стремятся делать то, что модно в настоящий момент, но эта самая мода скоротечна. И в лучшем случае мы получаем третьесортные коллективы, существование которых упирается в потолок, который музыканты сами же себе и создали. Ещё есть мнение, что благодаря интернету изменилось наше восприятие музыки. Слушатель не тратит никаких усилий, чтобы найти тот или иной трек — достаточно одного клика мышки. А в эпоху аналоговых носителей сколько было радости — найти музыку, переписать её…

— Откуда ты сам получаешь музыкальные новинки?

— Из всемирной паутины, конечно. Но я, как правило, отслеживаю только то, что меня интересует. И в последнее время всё реже открываю для себя что-то новое. Но другие участники отслушивают огромное количество музыки и следят за свежими релизами.

— Ты можешь себе представить ситуацию, что музыка в обозримом будущем может превратиться в профессию?

— Не буду говорить от лица всех участников, но я думаю, что они будут полностью со мной солидарны в этом вопросе. Я всегда хотел заниматься любимым делом, и чтобы это приносило мне доход. И очень к этому стремлюсь. Что касается труда, старания и самосовершенствования, то без этого никуда, если ты хочешь чего-то добиться. Я работаю в Нижнем и учусь в Петербурге. Сердце всегда лежало к музыке и кинематографу — выбрал профессию звукорежиссёра, чтобы быть ближе к искусству.

— Допустим, ты участвуешь в работе над легким российским фильмом. Какая бы там музыка звучала?

— Сложный вопрос. Многое бы зависело от сценария и взглядов режиссёра. Нужно непосредственно погрузиться в действие. Мне очень понравилась работа Daft Punk в последнем «Троне». Звуковая дорожка хорошо передала атмосферу киберпанк-вселенной.

— Нижегородская публика пугает или радует?

— Она разношёрстная. Не пугает и не радует. Скорее, разочаровывает. В нашем городе принято ходить на концерты не ради музыки, а ради выпивки. И очень трудно собрать людей на концерт.

— Когда появится ваш дебютный альбом?

— В этом составе мы существуем лишь год, и за это время успели выпустить только сингл. О лонгплее рано говорить. Сейчас мы доводим до ума тот материал, что у нас есть, и отправляемся писать ЕР (мини-альбом). До конца года представим его. Хотелось бы принять участие в каком-нибудь кинопроекте в качестве сочинителей саундтрека.

Вадим Демидов