11-06-10

Культурный слой

Жизнь как блюзовый перекрёсток

Когда-то Чиж попытался вывести формулу блюза: «Когда уходит любовь, остаётся лишь блюз» — но опыт показывает, что музыканты играют блюз и в радости, и в горести, играют и одинокие, и вполне счастливые в браке. Время идёт, а блюз никак не хочет покидать корабль современности, обретая все новых адептов и поклонников. Почему-то особенно много блюзменов на нижегородчине. Блюз звучит в клубах, блюз звучит в головах. Знакомьтесь — Евгений Кирьянов по прозвищу «Mr.KEY», лидер «The Mr.KEY Band», ещё один солдат блюзового андеграунда.

Об учителях

Первая гитара (отечественного производства за 13 рублей) Кирьянову перешла от знаменитого Вовчика Колосова из «Треста», было Мистеру Ключу тогда 14 лет. Вовчик, же и преподал первые уроки.

***

— Как это было?

— В те времена Колосов жил в инязовской общаге, и на его этаже был своеобразный тусовочный центр. В этом же здании проходили и концерты. Вовчик показывал мне аккорды, а я в холле пытался их ровненько играть. Уже через полгода на концерте в общаге я даже одну песенку спел. Кстати, до сих пор её играю. В то время мне хотелось быть похожим на героев тех лет — Брюса Спрингстина, Джона Бон Джови. Блюз пришёл позднее.

— Можешь объяснить, почему блюз живуч? Что в нём такого?

— Возьмём меня. Я исполнял разную музыку, и всегда испытывал чувство определённого дискомфорта, что ли… А в 1992 году я услышал Unplugged Эрика Клэптона. Маэстро мастерски переигрывал классические блюзы известных мастеров вперемешку со своими вещами. И меня торкнуло конкретно! Кстати, в моей коллекции есть клэптоновское переиздание всех песен Роберта Джонсона (первый пресс!), мне прислали из Штатов. Слушая эти блюзы, я превращался в наркомана, хотелось всё больше и больше. Творчество Джонсона меня зацепило не на шутку, захотелось снять его партии, но не всё так просто. Гениальность его игры в том, что играя в одну гитару, он создавал эффект двух. Пришлось искать пособия, чтобы научиться играть такой блюз. Я и сейчас продолжаю учиться. Помогает мне Игорь Пестов, лидер «Растяпино Brothers». Он один из лучших блюзовых гитаристов Нижнего. Мы работаем вместе, и вечерами он мне показывает разные фразы и ходы, поэтому гитару держу на работе.

***

Свою первую команду «Перекресток» Евгений создал ещё в 1996 году. В состав вошло несколько его друзей — Павел Кравченко, Павел Серебров, Сергей Соловьёв и Стас Подсосов. Состав долго был неизменным, лишь в 2000-м в коллектив влились Денис Устимов и Саша Пичугин (потом оба вошли в «Южное Шоссе»), но тут группе и пришёл конец. Только через девять лет Кирьянов попытался ещё раз войти в ту же реку, но новая группа «The Mr.KEY Band», в которой играли Павел Кравченко, Илья Максимов («FlashBack») Лена Вискова («Jazz PICK») и Евгений Салаев («Пива.NET»), просуществовала чуть больше года. Впрочем, успела засветиться в местных клубах. Сегодня Кирьянов выступает сольно и подыскивает новых музыкантов, желающих играть блюз.

***

— Ты ведь некоторое время работал на телевидении. Там, наверное, и с Сашей Пичугиным познакомился…

— Да, причём сдружились не только в профессиональном, но и в музыкальном плане. Для меня тогда было откровением, что Саня играет блюз в команде «Гарлем». Помню, ещё в 98-м мы вместе выступали на концерте «Молодёжь против наркотиков» в ДК «ГАЗа», и там же играли «КПД». Из этих трёх команд я и собрал «Перекрёсток». Пичугин у нас не только пел, но и играл на гитаре. И половина песен была его.

— Почему твои группы долго не живут? Вот и «The Mr.KEY Band» распалась. Времени не хватает?

— Времени как раз хватало. Была и стационарная база, заточенная только под мою команду. Аппаратура — приходи, втыкайся и играй. Скорее, тут дело во мне и ни в ком другом. Когда я объявил о роспуске группы, ударник Паша Кравченко несколько дней был в шоке. Понимаешь, я просто вдруг понял, что это всё не то! Я будто завис во времени, но всё же сумел посмотреть на ситуацию со стороны, и тогда оказалось — не то. Репетиционная база ещё некоторое время числилась за мной, и я позвал барабанщика и нынешнего басиста «Тандерблюз» Лёшу Корчагина, и мы немного поиграли втроём. И ой-ё-ёй как вставило! Втроём зажгли так, что сами от радости прыгали.

 

Одурманенный дымом твоих сигарет

Я сижу и смотрю, как падает снег.

И прожитый день мне становится жаль,

Посмотри мне в глаза

и найди в них печаль.

Одурманенный дымом твоих сигарет

Я пытаюсь найти на вопросы ответ.

И наполнен вином хрустальный бокал.

Пусть сыграет другой то,

что я не сыграл.

 

Одну из репетиций я записал на ноутбук — тупо на микрофон без всяких обработок. Кое-что с той «репы» показал Игорю Пестову. Я отдавал себе отчёт, что запись отвратительного качества, но Игорь сказал, что всё нормально и из этой рыбы можно приготовить хороший продукт. Через пару дней он привёз мне кучу своих примочек — квакер, октавер, тремоло: «Изучай, они тебе пригодятся». Так что более богатый звук новому составу обеспечен.

Кто тут Гарри Мур?

— Существует ли блюзовое сообщество на Нижегородчине?

— Музыкантов в Нижнем очень много, но, к сожалению, не блюзменов. Мне хочется собрать коллектив исключительно из людей, болеющих блюзом, не имеет значения каким — техасским, чикагским или дельты, главное — блюзом. Желание играть блюз должно идти от сердца. Обращать в свою веру считаю нецелесообразным. Что же касается сообщества, мне кажется, его нет вообще в России. Но есть люди, которые слушают блюз и играют. Пожалуй, единственный, кто пытается двигать блюз в Нижнем, — это Дима Смирнов из «Последнего Приюта». Он регулярно организует мини-фестивали блюзовых команд. Так в мае прошёл концерт памяти Гарри Мура.

— И кто же нижегородский Гарри Мур?

— На мой взгляд, лучше всего получается снимать Мура у Влада Лисенкова из «Последнего приюта». Сильный музыкант, он имеет свою манеру, что немаловажно. Я бы у него тоже поучился. Порадовало выступление группы «Пива.NET», у них много красивых блюзов.

— Думаю, блюз может быть разным. Порой мы говорим — да, это высокое искусство, в другом случае — безвкусица. Как ты для себя отличаешь, какой блюз является искусством, а какой — нет?

— В старину в южных штатах говорили: «О, он здорово играет блюз» или «Эх, парень, ты скверно исполняешь блюз». Каждый по-своему чувствует блюз и своеобразно его передает. Легендарного Роберта Джонсона поначалу тоже осмеивали, и он исчез. А когда через год появился вновь, то у всех от его мастерства рты пооткрывались и стали поговаривать, что он продал дьяволу душу за умение играть блюз. В общем-то, даже у парня, скверно играющего блюз, может быть свой слушатель. Если мне не нравится группа «Лига Блюза», то я её и не слушаю. Но это не говорит о том, что их музыка не является искусством.

— Существует выражение «поверять алгеброй гармонию». Можно ли блюз поверить алгеброй?

— Музыка — это сплошная математика. Сам посуди: шесть восьмых, четыре такта — это и есть арифметика, зашифрованная в нотах. Хотя это для блюза не всегда верно. Пример тому — Джон Ли Хукер. Многие музыканты говорили, что порой с ним невозможно играть. Он может переиграть ноту или не доиграть, и его музыкантам приходилось полагаться только на свою интуицию и стараться прочувствовать настроение мэтра.

Рокерское «мы» и блюзовое «я»

Эта чертова жизнь — как перекрёсток

Вечных поражений и редких побед.

Я романтиком был, а стал фаталистом,

Я теперь не ищу на вопросы ответ.

Я не плыл по течению,

я шёл против ветра,

А в итоге к чему, к чему я пришёл?

Мой дом опустел, потускнели все краски,

Что искал, то не нашёл.

 

— Ты поёшь: «Я плыл против ветра…» В этом есть автобиографический элемент?

— Да, она полностью автобиографичная. Практически каждая строчка повествует о той или иной ситуации в моей жизни. На протяжении всех 2000-х у меня на душе творилось чёрт знает что. Больно ударил распад группы, ибо в неё было вложена масса сил. Пришлось оставить любимую работу на телевидении. Помнишь, на местном канале была программа «Рок-Стиль», в которой я рассказывал о нижегородских музыкантах. И её закрытие не обошлось без скандалов и нервотрёпок. К тому же я расстался с девушкой. Полный бардак! Переварить всё это было сложно, и я запил. Слава богу, друзья не оставили меня в тот момент. Итогом переживаний стала песня «В направлении Икс». И хотя с музыкальной точки зрения это не блюз, дух у неё блюзовый.

— В рок-музыке обычно говорят «мы», а в блюзе — только «я». Или ошибаюсь?

— Не ошибаешься. Блюз — это ведь личностная музыка и, как правило, в своих песнях блюзмен рассказывает историю своей жизни. В роке же наоборот — «мы». Как у «Алисы»: «Мы вместе!». Рок в России не что иное, как протест. Коллективы собирали под свои знамёна кучу фанатов, объединяя их какой-то идеей. Вспомни, когда стало всё разрешено, сколько было групп, кричащих в микрофон «мы»? Уйма! «Мы» было чем-то вроде пароля для своих. Сейчас же рок является просто музыкой, и музыкантам можно не протестовать. Грань между «я» и «мы» стирается.

— В России блюз занимает достойное место или он всё-таки не так популярен, как бы этого хотелось бы тебе самому?

— Россия — не блюзовая страна, очень мало клубов, которые позиционируют блюз. Поэтому, может, пора в русском блюзе начать петь не «я», а «мы»…

Вадим Демидов