11-07-15

Общество

Ответ журналиста Кузина журналисту Никифорову

Денис Никифоров в 59-м номере «НГ» в НН» в пух и прах разнёс мою колонку, напечатанную в газете «Биржа» в конце мая. Попробую дать ответ.

Мне понравилось, как автор написал, что я «занимаюсь проектом «Рождественская слобода» на страницах газеты «Биржа». Единственное, хотел бы уточнить, что этим проектом я занимаюсь не на страницах газеты, а в рабочей группе под руководством Александра Серикова, а в газете веду предпринимательскую колонку. Которая не имеет отношения к «Рождественской слободе», а описывает город с точки зрения предпринимателя, который последние 16 лет жил в другом городе и вернулся на родину с большой к ней любовью. А любовь — это не слепая страсть, она позволяет видеть недостатки, искать способы их устранения. Помогает изменять город.

Давайте немного отвлечёмся и поговорим о любви. «12 стульев» — книга, которая очень тонко служит целям «страны советов». Она издевается над двумя основными классами Российской империи — дворянством (Ипполит) и священством (отец Фёдор). Автора критической колонки вильнуло в другую сторону: он сравнил меня с персоной крайне несимпатичного мошенника, который был готов на «любое преступление ради 300% прибыли».

Остап Бендер. Предприимчивый плут и проходимец, мошенник на доверии. Вероятно, его образ имел целью дискредитировать нарождающееся в годы НЭПа предпринимательство. И по сей день некоторые восхищаются этим гаденьким персонажем. Однако истина состоит в том, что как только появляется кто-то, кто начинает делать что-то добротное, тут же возникают подобные Остапу персонажи и превращают любую хорошую инициативу в «Союз меча и орала». Вы спросите, при чём здесь любовь? А при том, что Остап Ибрагимович Берта-Мария-Бендер-бей людей не любит. Они для него как раз те самые «мордатые иностранцы и более стройные соотечественники на наших мраморных лестницах».

Я людей люблю, и они не являются для меня объектом, из чьих «бумажников можно вытянуть и не один миллиард». Просто любое хорошее дело стоит денег, вопрос только в том, кому эти деньги достанутся: тем, кто грабит, убивает и бросает в болота приезжих купцов, или тем добропорядочным предпринимателям, который с должным гостеприимством и радушием обслуживает жителей города и его гостей. Мне, знаете ли, как-то ближе последний вариант. И мне тем более удивительна эскапада г-на Никифорова, который, вроде бы, принялся защищать город, доказывая, что он вовсе даже гостеприимен уже сейчас, и в качестве доказательства привёл реплику из дискуссии в Facebook, разразившейся после публикации в «Новой» в Нижнем», — реплику о суровости города и убитых и ограбленных купцах. Как-то не сходится.

Я писал о том, что ни власть, ни бизнес не делает своё дело сейчас хорошо. В самом деле.

Вы довольны дорогами?

Городским маршрутным транспортом?

Картами города, которые в иных местах бесплатно лежат на вокзалах и в гостиницах и имеют целью помочь постороннему сориентироваться в городе? Чтобы он смог не пропустить самые замечательные места города и полюбить их так же, как любят сами жители города.

Вы довольны обслуживанием в кафе и ресторанах?

Вам нравится ходить в городские магазины и ездить в автосервисы?

Часто ли вы видите улыбки на лицах обслуживающих вас? Лично мне всего этого очень и очень не хватает. И я вижу здесь проблему, которая мешает повысить качество жизни как самих горожан, так и приехавших в город туристов.

Автор пишет, что цель приезда всё же стоит на первом месте. Стояла. В том числе и в гостиничных анкетах. А сейчас даже там на её заполнение не обращают никакого внимания. Есть же, в конце концов, просто туризм. Познавательный и развлекательный.

Действительно, никто не поедет в город только потому, что тут мраморные лестницы и в ресторанах подают «дефлопе из палабы с семечками кациуса». А вот высококлассный сервис выходит на первые роли. И может очень здорово скрасить Думаю, автор не совсем искренен, когда говорит, что хочет туда поехать ещё и ещё раз именно из-за них. Может быть, дело в особенной атмосфере? Которую создают отнюдь не гостиницы с водой только по утрам. Кстати, это ж надо ещё умудриться такую в Суздале найти! Частные инвесторы очень многое сделали для развития суздальского гостеприимства, и только когда появилась достойная инфраструктура, Суздаль начал возрождаться. С начала 2000-х год за годом наблюдал я этот подъём: сначала возникли первые гостевые дома, потом приехали первые осторожные туристы, потом появились новые гостиницы, хлынула новая волна туристов, потом можно было выехать из Москвы в пятницу вечером, зная, что в любимых местах будут свободные номера, потом в любимых местах не стало свободных номеров, и их приходилось бронировать за три дня, потом за неделю, потом — за две недели. Правда и в том, что сейчас в Суздале — очередной «откат» назад. Вновь бронировать номера нужно только на большие праздники, типа «Дня огурца», в остальное время — приезжай и заселяйся.

И знаете, в чём причина? Успокоились частные инвесторы, перестали поддерживать должный уровень гостеприимства.

Про дремучесть же рядовых нижегородцев в моей колонке нет ни слова. И я даже не знаю, что ответить Денису по этому поводу. Он обвинил меня в том, что я выпячиваю её. Знаете, когда водитель маршрутки на вопрос: «Останавливается ли эта маршрутка у «Центра Международной Торговли»? — отвечает: «Не знаю, смотри схему!», а кондуктор переспрашивает: «А где это?», и я, чтобы придти им на помощь, уточняю: «Это там же, где концертный зал «Юпитер», бывший Дом партпроса», а мне в ответ недоумённо пожимают плечами, и дело происходит, когда маршрутка идёт по улице Варварской, — это ненормально. Предприниматели должны, обязаны нанимать на линейные позиции только клиенто­ориентированных людей, обучать их тому, как и что говорить гостям и клиентам, а обязанность этих сотрудников — знать свою работу хорошо и сделать всё, чтобы люди, которые с ними пересекаются, чувствовали себя хорошо. Вот тогда дело пойдёт. И жители города будут любить свой город ещё больше, просто хотя бы потому, что в нём родится новое качество жизни. А туристы… Они появятся автоматически. Как это было в Суздале в конце 90-х годов прошлого века. И я буду рад, если мои усилия приблизят этот момент. Просто потому, что я люблю город и людей.

Дмитрий Кузин