11-08-12

Экономика

Зачем министру Карцевскому дали лопату?

Уголовные дела в отношении первых, на худой конец, вторых лиц Нижегородской области заводятся регулярно. Так уж повелось, что там, где есть власть и деньги, периодически мелькают и разноцветные мундиры служителей закона. Обвинить и посадить за последние шесть лет никого так и не удалось, но попытки продолжаются. Федерация с двойным рвением раздает министерским шишкам регионов лопаты и заставляет копать себе могилы, но те копают маленькие ямки, складывают туда денежки, а из выкопанного песочка делают куличики.

На министерство Александра Карцевского этим летом завели уже второе уголовное дело, и это притом, что первое так ничем и не закончилось, а «дело сосновских врачей» все отправляют и отправляют на доработку. Сам министр в задушевных беседах с некоторыми СМИ признавался, что даже не верит, что там могут быть какие-то подвижки. Для тех, кто не помнит, десяток районных терапевтов и педиатров под руководством главного врача обвинялись в создании чуть ли не организованной преступной группировки по высасыванию государственных денег. Якобы территория Сосновского района была поделена между участковыми таким образом, что где-то на пять человек приходилось три врача, а где-то медика не было вообще, и лекарства за ненадобностью переправлялись на другие участки. Всё было бы хорошо, если бы в процедуре согласования территорий не участвовал глава местной администрации. Но к несчастью обвинителей, он участвовал, в результате «преступная сеть» разрослась настолько, что ни в какое дело не влезла. На последнем судебном заседании судья вернул материалы обвинению, потому что обнаружил множество процессуальных нарушений при сборе доказательной базы. Так что следствие продолжается, валерьянка у врачей кончается, а кровь у Карцевского портится, потому что, каким бы он ни был начальником, а найти единовременно десяток нормальных врачей для работы в отдельном районе области на зарплату, которая и не думает расти, — задача практически невыполнимая.

Интересно, что у регионального Минздрава неожиданно прорезался голос. Спросите любого нижегородского журналиста: получить комментарий у Карцевского было крайне сложно, этот большой человек всегда прятался за небольшую спину своего секретаря по фамилии Тогузов, от одного упоминания которого телевизионщиков бросает в пот. Всё изменилось, когда в июле этого года было возбуждено второе уголовное дело — двери Минздрава неожиданно открылись. Но вот незадача: комментарий получили все информагентства и газеты региона, а опубликовал его только «КоммерсантЪ». С чем же это связано и почему на правительственных сайтах до сих пор нет разъясняющих статей? Министерству не хочется оправдаться? Складывается ощущение, что ему просто лень, а журналисты, получив информацию без боя, тут же заскучали.

Тем временем, новое уголовное дело, как и старое, связано с закупкой электронных томографов и аппаратов искусственной вентиляции легких. Первые, по версии прокуратуры, были приобретены по невероятно завышенным ценам, а вторые — по возмутительно заниженным. Здравый смысл в данном случае на стороне министра здравоохранения, который страдальчески разводит руки и выдыхает: «Дорого берёшь — плохо, дёшево — ещё хуже».

И здесь, кстати, рыльца у всех в пуху. Несколько лет назад самый главный Минздрав закупил томограф для одной из столичных больниц по низкой цене, а он взял да и оказался китайским, и за пару лет скушал запчастей на полную свою стоимость.

Впрочем, спор о цене аппаратуры — дело безнадёжное. Если сравнить закупочные цены медоборудования по разным регионам, у вас глаза на лоб полезут — стоимость одних и тех же наименований не совпадает ни в одном случае! В их происхождении не только чёрт — любой следователь — ногу сломит. Я лично вижу только один выход: посмотреть не на процесс, а на результат, а он, как это ни удивительно, радует. Спросите любого врача-травматолога, он ответит вам, что смертность от полученных в ДТП ранений снизилась в разы, а всё из-за создания специализированного центра на базе больницы Семашко и оснащения его новейшим оборудованием. Вот, что занятно: разбитым жертвам аварий наплевать, сколько стоил тот или иной аппарат, если он позволяет сшить беднягу по кускам. А он позволяет.

Так чем же тогда вызван интерес правоохранителей к облминздраву? Сам Карцевский считает, что во всём виноваты деньги, которых через минсоцразвития и минздрав проходит огромное количество, а кому-то это не даёт покоя. Версия подтверждается ещё и тем, что подобные дела заводятся сейчас почти во всех регионах, которым «посчастливилось» получить деньги по федеральной программе совершенствования оказания медпомощи пострадавшим при ДТП. Никто не спорит, следить за тем, чтобы федеральные деньги не разворовывали на местах, нужно, но странно, с каким ожесточением федерация пытается любым способом отобрать у регионов подаренные деньги. Напоминает любимую всеми гангстерами традицию: дать жертве лопату и заставить копать себе могилу.

Вероника Щедрина