11-09-01
Культурный слой
Where are you, Маяк
Жила-была в середине нулевых нижегородская группа «Где ты, Лаэм?», что играла брит-поп. Особенно не сверкала, но потеряв вокалиста Олега Мустафина, обританив имя («WhereAreYouLiam») и заиграв модный тогда пост-рок, получила в Нижнем (да и не только) свои 15 минут славы. В текущем году настала пора возрождения старого бэнда «Где ты, Лаэм?», но с названием «Маяк Моррисон». Мустафин вновь в строю, все так же картавит, а «Маяк» уже записал несколько треков в студии и готовится выпустить мини-альбом.
Любопытно, что первое выступление «Маяка Моррисона» случилось в Москве. Музыканты послали новые вещи на конкурс «Крок-рок», и им поступило предложение от Александра Кушнира выступить на фестивале «Индюшата».
— Если честно, мы даже не были готовы к живому выступлению, — рассказывает гитарист Вячеслав Адушкин, — так как в большей степени занимались студийной работой. Давно не играли вместе, были слегка скованы. Если что и дал этот концерт, так это маленького пинка к началу репетиций.
— Слава, что должно было произойти, чтобы вы снова решили поиграть оригинальным составом «Лаэмов»?
— Где-то четыре года назад двое музыкантов «Где ты, Лаэм?» решили покинуть коллектив. Но общение у нас на этом не закончилось. Часто возникали беседы о создании нового проекта — всё же творческое начало не так просто спрятать в чулан. В итоге мы начали делать новый материал.
— И как теперь делите внимание к «Маяку» и к «WhereAreYouLiam»? Ведь практически одни и те же люди в них играют. И может ли так случиться, что «Лаэм» сольется с «Маяком»?
— Пока не возникало вопроса, какой из проектов важнее. Возможно, возникнет, но пока не хочется забегать вперёд. Слияния однозначно не получится, так как это две совершенно разных грани музыки. Всё же «WhereAreYouLiam» — более тяжелая и более экспериментальная музыка, а в «Маяке Моррисон» хочется делать более доступный материал для массового слушателя. Не прогибаясь под какой-то формат.
— В такой брит-поп, как у «Маяка», раз за разом ударяются российские группы — те же столичные «ГДР» и «19:84», наши «Клетка» и «Марго», да их масса, — но как показывает практика, массовый слушатель довольно прохладно встречает их. В чём тут дело?
— Я бы не хотел относить музыку «Маяка» к брит-попу, так как думаю, что русский человек по определению не может быть британцем и мыслить, как они. Но почему-то стало стереотипом — если ты играешь легкий рок, то это брит-поп. Сейчас хочется просто делать музыку и не задумываться о том, что это за направление.
— Если честно, я пытался анализировать, в чём тут дело. Думаю, в текстовой составляющей. Да, музыка хорошая, мелодичная, хотя и слегка заезженная, но слова песен слишком необязательные, они не трогают. Что ты думаешь на этот счёт?
— Если честно, я редко обращаю внимание на тексты, так как вырос на западной музыке и для меня важна мелодия. Но мне не кажется лирика Олега необязательной. Может, она и не несёт огромный смысловой подтекст, как это было в эпоху русского рока, но точно не бессмысленна. Если бы мне не нравились его тексты, то, наверное, мы не стали бы играть вместе.
— Да, тексты небессмысленны, но и не сообщают чего-то необыкновенного, они неоригинальны. А я не знаю ни одной популярной группы, тексты которой не обращали бы на себя внимания — взять хоть «FPG», хоть Земфиру, хоть «Текиладжаззз». Не исключаю, что это типично русская заморочка.
— Ты имеешь в виду, что у наших коллективов последнего поколения нет серьёзных текстов? Мне кажется, мы просто перестали думать о глобальных проблемах. Или это уже не интересует людей. Протеста не хватает — это точно, мы стали более аполитичны. Проблема в том, что мы думаем только о себе и о том, что происходит вокруг нас в маленьком радиусе.
— Возможно, это тенденция. Индивидуализм приходит на смену коллективизму и интернационализму. Но кстати, британщина, как ни крути, в «Маяке» слышится.
— Конечно, отголоски любимых групп есть, слушаем много британских групп. Хотя Олег — больший поклонник американцев «Pearl Jam», нежели британской музыки.
— И последний вопрос, который меня очень занимает. Где, по-твоему, в Нижнем выступать рок-группам в диапазоне от русского рока до инди-рока? Я наблюдаю, что посещаемость падает, фестивали обламываются. Что с Нижним?
— Мне кажется, это вопрос демографии. Рождаемость упала в середине 80-х, и это сказывается, молодёжи нет. Попросту некому ходить, а многие вообще переезжают жить в Москву и Питер. Поэтому сейчас залы собирают только те, кто поёт для более старшего поколения. К тому же, в некоторых клубах сидят арт-директоры-самодуры, которым на фиг ничего не нужно. Альтруизм музыкантов потихоньку заканчивается, так как нет отдачи от зрителя. Но посмотрим, что дальше будет. Возможно, наш город преобразится.
Вадим Демидов