11-09-09
Политика
Угроза сверху
Глав МСУ обуревают страхи
Выборы всё очевиднее становятся экзаменом для властей регионального, городского и районного, местного уровней. Такое ощущение, что главы МСУ задаются насущным вопросом: «А не снимут, если результат окажется не тем?» Это, похоже, волнует всех: от губернатора Валерия Шанцева до руководителей сельсоветов. Так будут ли «убирать» — за выборы, а не за работу?
На самом деле, убирать районных начальников за плохой результат на выборах — это не такая уж и новация. Даже в демократические, вегетарианские по сравнению с нынешними времена, такое бывало. Помнится, губернатор Нижегородской области Борис Немцов за «плохие» результаты президентских выборов прогнал несколько глав районов. Если не ошибаюсь, из южной части области.
Ныне многие опасаются, что «выборные репрессии» могут проявится вновь. В принципе, это отрицательный фактор. Почему-то за плохую работу у нас не выгоняют глав территорий, а за выборы вдруг могут и «попереть». Тем более что между результатами работы и результатами выборов зачастую корреляция весьма условная. Возьмем Арзамас и Арзамасский район. В городе надо каждому поклониться, пообещать рай на земле, сделать всё возможное и невозможное, чтобы проголосовали «как надо» властям. Да ещё и оппозиционные партии контролируют практически все избирательные участки, чтобы не было вбросов и фальсификаций. В районе всё до сих пор было намного легче и проще. Начальство приказало голосовать «как надо», а население ответило «есть». Да ещё и возможностей «вбросить» в разы больше в поселках и селах.
Или взять северные районы Нижегородской области. Социально-экономическая ситуация там удручающая. Запасли то, чем протопить жилье в холодное время, уже хорошо. Бюджетные дотации составляют 70–80%. Работы нет, зарплаты низкие. Но на выборах «северяне» в числе передовых. Дружно голосуют за «партию власти» и её кандидатов. Приходилось слышать такую точку зрения: кто тяжело живёт, тот тяжело и думает. Или вообще не думает.
Получается, что теоретически отставок надо опасаться руководству крупных и средних городов, а также относительно хорошо развитых районов. Например, находящихся вблизи Нижнего Новгорода.
На «номенклатурном страхе» сейчас и выстраивается стратегия и тактика выборных кампаний. Помнится, четыре года назад нижегородское отделение партии «Справедливая Россия» призывало население городов и районов голосовать не за Путина или против него, не за «Единую Россию» или за оппозицию, а действовать в своих непосредственных интересах. Пусть выборы в Государственную думу станут оценкой работы вашего главы города или района, говорили тогда «справороссы». Если вы им недовольны, то голосуйте против «партии власти», даже будь вы за Путина. Руководство страны и области увидит итоги выборов по вашему району и скажет: вот это плохой глава — его надо снять, потому что люди недовольны.
И не сказать, что тогда, в 2007 году, это здорово сработало. Угрозы главам исходили «снизу» (от немногочисленных активных оппозиционеров с мест) или «сбоку» (от безвластной «Справедливой России»). Но в 2011 году подобные посылы идут из правящих кругов, «сверху». И главы всерьёз опасаются за стабильность своего положения. Тем более что после выборов в Законодательное собрание Нижегородской области (состоявшихся в марте нынешнего года), недовольство «сверху» проявлялось очевидным образом. Хотя до «репрессий» и не дошло. И теперь местные оппозиционеры уже не в качестве агитационного приёма, а на полном серьёзе объясняют народу «правду жизни». Мол, если мы проголосуем дружно против «партии власти», то наших «местных князьков» точно погонят с насиженных мест.
Недоброжелатели Валерия Шанцева полагают, что в случае неудачи на двух федеральных выборах (декабрь 2011 года — депутаты Госдумы и март 2012 года — президент России), даже он может оказаться «в ауте». Чего уж говорить о главах Дзержинска, Арзамаса или, например, Кстовского района.
Конечно, власть должна меняться в результате выборов. Но это не значит, что надо «драть семь шкур» с губернаторов и тем более глав городов и районов за результаты федеральных выборов. Это просто неразумно. Потому что затрагивает в первую очередь наиболее развитые территории. Плюс к этому, «номенклатурный страх» до предела мобилизует административный ресурс и всякого рода фальсификации. А ведь по результатам выборов в Законодательное собрание Нижегородской области уже отмечалось, что кое-где был «пережим». Отсюда и слабые результаты «Единой России». Урок оказался невпрок?
Нижегородская область никогда не была сложным регионом с точки зрения организации выборного процесса. В том числе и при губернаторе Валерии Шанцеве. Думается, мы и в декабре 2011 года не окажется в зоне риска. Хотя, конечно, Шанцев мечтал бы получить результат по Нижегородской области чуть выше, чем среднероссийский. И глав городов и районов за федеральные выборы у нас снимать, скорее всего, не будут. Карать будут за работу. Потому что в противном случае мы встаём на скользкий путь в никуда.
Но пока, по состоянию на начало сентября, ситуация на местах складывается так, что впору главе Нижегородской области уже и обозначить свою позицию по выборам. Объяснить, за что будут гнать.
Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что выборный результат — это всё же важный показатель отношения к властям всех уровней. А порог «номенклатурного страха», снизить надо исключительно потому, что он уже начинает зашкаливать. И отсюда и лавиной нарастающие элементы «административного восторга» на местах. Они так этот самый страх даже не побороть, а выжечь пытаются.
Виктор Деменев