11-09-16

Среда обитания

Два буревестника нижегородского метро

Несмотря на то, что станция метро «Буревестник» в Нижнем Новгороде уже есть, скоро у нас появится ещё одна. 8 сентября градостроительный совет области одобрил проект станции «Горьковская», в основе которого лежит концепция птицы, да не простой, а опять же буревестника. Разработчики проекта уверяют, что их вдохновила «Песнь о буревестнике» Максима Горького, разумеется, не как революционное произведение, а как символ веры в светлое будущее. Что ж, на станции, и правда, будет достаточно светло.

Птичьи мотивы в нижегородском метрополитене не в новинку. Самая новая на сегодняшний день станция «Буревестник» открылась ровно девять лет назад — 9 сентября 2002 года. Это одна из самых скучных станций. И выполнена она в серых тонах. Обслуживает весь Сормовский район, является одной из самых востребованных и единственной наземной, чтобы попасть на нее, приходится не спускаться, а подниматься. Видимо, роскошь символики и аскетизм оформления не давали уснуть некоторым нижегородским архитекторам, поэтому, когда представился случай, они тут же вновь вернулись к этой теме.

 

Потолок перронного зала «Горьковской» будет олицетворять собой гордо летящую птицу, которая высоко занесла свои крылья. Ровно под ними будут ходить поезда, а посередине, там, где располагается тушка, — люди. «Символ птицы призван вдохновлять», — заявил ведущий инженер проекта Павел Пресняков, который обескуражил губернатора своим белым костюмом, юным возрастом и стразами в ушах.

 

Вдоль стен планируется разместить панно с изображениями лучших видов Нижнего Новгорода, знаковых мест и портретами выдающихся земляков. Станция будет достаточно глубокой на случай, если не дай Бог, опять понадобится бомбоубежище. На полу будет натуральный гранит, отполированный, чтобы дольше прослужил, колонны выполнят из керамгранита. Потолок будет белоснежный, как сам буревестник, а все остальное будет оформлено от светлого бежа до шоколада.

 

Первое, что спросил губернатор, — где здесь птица? Винить его за это не стоит, дело не в том, что практичный Шанцев напрочь лишён творческой искры и образного мышления, а в том, что птица, и правда, получается размазанной по всему потолку, — честно говоря, она и есть весь потолок, длинный и острый. Конечно, то, что её сразу не видно, — это не беда, это работа СМИ. Абсолютное большинство жителей верхней части города, например, знают, что городская администрация находится на территории Кремля — в Доме-самолёте. И это вовсе не значит, что, бросив взгляд на здание, понимаешь, что перед тобой самолёт. Напротив, эта серая конструкция напоминает всё, что угодно, кроме воздушного судна. То есть с высоты-то она действительно самолет, но вот с земли — ни чуточки. Тем не менее, все знают, потому что по телевизору, в газетах и по радио периодически говорят «дом-самолёт», и это стало так привычно, что никто уже и не пытается искать в серых очертаниях крылья и трапы. То же самое можно было бы проделать и здесь, раззвони средства массовой информации о том, что новая станция будет птицей: все бы поверили, привыкли, а потом и вовсе перестали бы задавать вопросы, а только удивлённо вскидывали бы брови на вопросы иногородних граждан, где здесь буревестник: «Вы что ослепли, вот же он, над нами!»

 

Но губернатор не поверил в птицу, значит, её ждут изменения. Самое простое, что здесь можно предпринять, — нарисовать на подвесном потолке перья. Но это, к сожалению, не было единственным замечанием. Понимаете, проект хорош, но действует на людей угнетающе, что заметили все архитекторы, которые присутствовали на совете. Если оставить проект без изменений, то острое туловище птицы будет зловеще нависать над пассажирами. Человек и так чувствует себя под землёй не очень уютно, а тут ещё что-то постоянно грозит брякнуться ему на голову. В ходе обсуждения была высказана мудрая мысль: сохранить птицу, но сдвинуть её чуть в сторону — это уберёт эффект угрозы и придаст конструкции стильную асимметрию. Да, и на птицу будет больше походить. За это предложение говорит ещё и распределение центра тяжести. При существующем проекте получается, что птичье брюхо провисает, а колонны располагаются по его бокам. Если что-то пойдёт не так, кто-то сбросит бомбу или земная плита решит немного подвинуться, и подвесной потолок захочет упасть, колонны не смогут ему помешать, потому что сейчас они выполняют декоративную функцию и ничего не поддерживают. Если же тушку сдвинуть левее или правее, колонны начнут поддерживать крылья, и конструкция приобретёт большую устойчивость.

 

Было и другое предложение — совсем отказаться от птичьих мотивов, так как это здорово ограничивает полёт фантазии, но губернатор его отверг, наверное, потому что любит всё живое. Ну, и немного из-за того, что сейчас на станции уже заливают бетон и приступать к отделочным работам нужно будет уже зимой 2012 года.

 

Теперь по поводу панно. Проект сюжетов разрабатывал достаточно известный (правда, преимущественно по музею нетипичного искусства «Кладовка») молодой художник Олег Мустафин. Задумка была такова: если человек едет вниз, то на станции он видит картины заречной части города; если вверх — то нагорной. Мустафин хотел обеспечить экскурсию для нижегородцев и гостей города, объяснить, что их ожидает, и на что нужно обратить внимание. Но архитекторы решили, что в панно слишком много мелких деталей, а Шанцеву просто не очень понравилось само исполнение. Теперь у Мустафина есть две недели, чтобы доработать проект, а Градостроительный совет с радостью соберётся ещё раз, чтобы обсудить сюжеты картинок.

 

Теперь поговорим непосредственно о людях, для которых всё это делается, ибо сам Валерий Павлинович вряд ли станет в метро частым гостём. Общественных слушаний по поводу оформления станции не будет. Да, вот так просто. Первый позыв — начать ругаться, но если включить голову, становится понятно, что в категоричности губернатора по этому вопросу есть здравое зерно. Во-первых, большому количеству людей очень сложно договориться; во-вторых, предложения непрофессионалов часто бывает невозможно реализовать, неархитекторы редко задумываются над тем, что, где и к чему должно крепиться, и искренне верят, что тетеньки с огромными задами в одном из торговых центров Нижнего Новгорода до сих пор не упали благодаря сильной магии; в-третьих, времени нет, и любая проволочка в данном случае влечёт за собой существенные траты.

 

Так что новая станция обойдётся как-нибудь без гласа народа, вместо которого мы, возможно, всё-таки услышим птичьи голоса и шум прибоя.

Вероника Щедрина