11-09-23

Политика

Медвежий краш-тест

Выкса — весьма огнеопасное место. В прямом и переносном смысле. Прошлым летом там горели лес и деревни, сейчас — планы «единороссов».

Выксунские сентябрьские выборы в городской представительный орган, по идее, должны были пройти без шума и пыли. Ну а что вы хотите? Речь ведь об оплоте Объединённой металлургической компании, которая через своих менеджеров, введённых под кожу местного самоуправления, буквально пилотирует эту территорию. Выксунский металлургический завод отливает не только трубы и железнодорожные колёса, но и бюджетное благополучие. Это донор регионального бюджета, думая о котором соседние бедноватые территории пускают не только слюни, но и слёзы, а региональные готовы молиться на этого стального тельца. Тысячи выксунцев, работающих на ВМЗ, получают зарплату, которая в Нижегородской области снится немногим. Даже беду там преодолевают с шиком — полыхнувшие прошлым летом лесные пожары привлекли в Выксу самого Владимира Владимировича, который лично ходил по пожарищу. Редкий российский олигарх не прослезился от этого зрелища и не отсыпал дензнаков на возведение новых домов погорельцам с полной обстановкой. Портреты некоторых удачливых капиталистов потом красовались на затопленных по весне улицах Верхней Вереи, как когда-то изображения ударников социалистического труда.

Благополучие территории, обласканной бюджетным достатком и вниманием вышестоящих, явно расслабляло. Дошло до того, что именно эти выксунские выборы рассматривались как космодром для взлёта экс-губернаторши Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко на пост спикера Совета Федерации. Повезло. Буквально в одни и те же дни сановная дама заняла вожделенный пост, а Выкса полыхнула выборным скандалом, накалившись докрасна.

Эти сентябрьские выборы стали краш-тестом для нижегородских «единороссов», готовящихся к декабрьским выборам в Госдуму. Они явно продолжают упускать из головы понимание того, что оплотом «медведей» остаются одни медвежьи углы. Города Нижегородской области, где люди зарабатывают больше 15 тысяч рублей и смотрят не только центральные телеканалы, им можно считать потерянными. Тут даже очевидные блага имеют оборотную сторону. Вся страна смотрела в веб-камеры и зомбоящики, где были видны чудесные теремки заново отстроенной Верхней Вереи. А выксунцы сами видели, как промерзали эти красивые домики, как улицы села превратились в выксунскую венецию. Вы знаете о том, что целый список красивых сказанных в телекамеры обещаний погорельцам так и остались только словами? Словом, Выкса — явно не та территория, где люди выключают голову.

Учитывая важность тестовых выборов перед госдумовской кампанией, региональные власти потратили за три дня до голосования некоторые силы, немного своего времени и чуток бюджетных рублей на визиты и речи о благополучии. Посещали стройплощадку металлургического комплекса «Стан-5000» Выксунского металлургического завода, встречались с представителями малого и среднего бизнеса. Информация лилась медовыми реками: Выкса вошла в первую десятку региона по темпам развития малого предпринимательства, в городе начато строительство бизнес-инкубатора, а по итогам 2010 года город занял первое место по социально-экономическому развитию, обогнав даже областной центр. И наконец, по обыкновению, с барского плеча — 2 миллиона рублей в награду городскому округу Выкса.

Как и в случае с новыми домиками Верхней Вереи, картинка эта имела оборотную сторону. За кулисами были запущены обычные механизмы административного давления, которое отлично срабатывает в моногороде. Правда, на этот раз были два опасных момента: «левые» не дали себя обмануть и не пошли на сговор.

Коммунистам зачастую не хватает собственных сил на «покрытие» региона не то что кандидатами, но и добровольными помощниками, способными проконтролировать процесс подсчёта голосов и составления протоколов. Но так или иначе, покрыть выксунские участки своими избирателями «левым» оказалось под силу. Они воробьи стреляные: досыта уже наелись ситуаций, когда на участке составляется протокол с указанием количества голосов, а потом экстренно объявляется «техническая ошибка» и изготовляется новый документ, судя по которому кто-то посмел обсчитать «единороссов» от двух десятков до пяти сотен голосов. Никакая другая партия не страдала так от «­технических ошибок», как партия власти. Невезуха какая-то. Коммунисты, конечно, начинают обивать пороги судов, но система не видит подтасовок. Лидеру «левых», депутаты Госдумы Николаю Рябову ещё и пишут в официальных ответах, что так и быть, не станут его привлекать к уголовной ответственности за ложные доносы.

Областной избирком зафиксировал явку в 33,45% избирателей. По информации комиссии, разница в количестве голосов, отданных за партсписки КПРФ и «Единой России», оказалась минимальной: партии набрали 34,41% и 34,05% голосов соответственно. При этом в самой Выксе коммунисты набрали 43%, в то время как «Единую Россию» в райцентре поддержали всего 29% избирателей. В итоге, из 27 мандатов правящая партия получила 12, КПРФ — семь, два — «Справедливая Россия» и один — ЛДПР. «Единороссов» спасли только собственные одномандатники и так называемые самовыдвиженцы, которые сразу же определились с политическими пристрастиями. Формально — большинство, но на деле — провал. И это при всех административных приёмах удушения оппозиции.

О том, что «коммунистам» предложили сделку, говорят сразу несколько источников: КПРФ расстаётся с десятью процентами голосов в обмен на слабо сжатые пальцы властей на их шеях. Коммунисты не взяли этот пряник, протянутый «единоросской» рукой. В декабре получат кнутом по спинам, но, похоже, их это не волнует. Ещё один город Нижегородской области, и на этот раз благополучный в бюджетном и социальном отношении, попал в список их побед. Это многого стоит. А там, к декабрю, будь, что будет.

Видимо, технологам партии власти стоит взять на вооружение стратегическое решение шакала Табаки: «А мы уйдём на север!» Там, на неблагополучных территориях, загнанных в экономическую и демографическую яму, живёт их победа с пресловутыми 70% поддержки.

Денис Никифоров