11-09-23

Культурный слой

Между прекрасным и ужасным

Проект «Crimson Butterfly». Альбом «T-Heart», 2011

Я стараюсь не упускать нижегородские студийные новинки, но опубликованный ещё в июле интернет-релиз проекта «Crimson Butterfly» под названием «T-Heart», каюсь, услышал лишь в начале осени. Зато прослушал этот четырёхтрековый сингл уже раз десять или больше. Он как незваный гость не сразу влез ко мне в душу, но потом так застрял, что уже и не выгонишь. Если бы можно было определить его только одним словом — он шаманский.

Серёжа О., мозг и центр проекта «Crimson Butterfly» (он предпочитает не называть фамилию), заинтересовался электронной музыкой ещё в начале нулевых, а «Малиновую бабочку» родил в 2008-м. Со временем «Crimson Butterfly» превратился в дуэт. За вокальные дорожки отвечает Катя (также не озвучившая свою фамилию). Песни исключительно англоязычные.

В синглообразующей вещи «T-Heart» есть скрытое обаяние. Серёжа определяет свой музыкальный стиль, как drag pop, и если учесть, что «drag» переводится как «тормоз», это что-то объясняет. «T-Heart» — довольно тягучая субстанция, которая скорее неявный жест и тревожная недосказанность, чем прямое высказывание. Притом что барабан как молот вбивает в музыкальную плоть ритмические гвозди, а на заднем плане коварно рассыпается цифровая пыльца. Поначалу мелодия «T-Heart» топчется на двух мажорных аккордах, но в проигрыше и в коде съезжает с этих рельс — и становится по-настоящему интересно. Голос нарочито угловат и несовершенен, вместе с тем приятно хрупок.

Сережа объясняет, что уже название песни «T-Heart» является игрой слов. Препарируется выражение «T-Shirt», обозначающее футболку — английская буква «t» созвучна слову «Tea» (чай), а «Shirt» заменяется на «Heart» (сердце). Лирическая героиня, что не от мира сего, утверждает: «Я пью чай, такой же чёрный, как моё сердце». Кроме того, в строке «I shall speak from my heart in Japanese» обыгрывается фраза из выступления спортивного министра Виталия Мутко в комитете ФИФА, которая стала интернет-мемом: «Лет ми спик фром май харт ин инглиш».

Два следующих трека — ремиксы. Первый — «Caj-Scre» — представляет собой минорную версию сингла. Сережа поёт вместе с Катей под сбивчивый, деформированный аккомпанемент, словно пропущенный через громадную индустриальную мясорубку. Второй ремикс «Te-Hjerte» — попытка сделать витч-хаус, модное направление электронной кухни текущего года. Жутковатый трек, который мне напоминает что-то из пост-панковского «Joy Division», — весь из себя эхо, в котором сплелись и назойливый колокол, и низкочастотный нойз, и ломаные ритмические структуры. Голос Кати словно прорывается сквозь толщу земли, а заканчивается ремикс ревербирированным пещерным смехом.

«Stillife» («Натюрморт»), завершающая сингл песня, построена на небанальной гармонии, и это её главное достоинство. Ритм несколько раз спотыкается, словно автор ещё не выбрал, по какому пути ему двигаться, но именно в этой неуверенности и есть прелесть «Crimson Butterfly». Лирическая героиня «Stillife» увлечена оккультизмом, в этом проявляется её девичий максимализм: «Молот ведьм — твоя любимая сказка, а чёрная месса — любимая игра». В названии трека тоже не обошлось без каламбура, в дословном значении это тихая жизнь, а рефреном идёт противопоставление — «still death» (тихая смерть).

На обложке сингла мы видим туфлю на сковородке. Ещё мгновение — и её поставят на огонь. И этот миг между прекрасным и ужасным, между красотой мелодии и разрушением ее, стремится запечатлеть «Crimson Butterfly». Дождемся полноформатного альбома…

Вадим Демидов