11-10-07
Культурный слой
Бабушкин «Pink Floyd»
Идёт переиздание всего каталога «Pink Floyd» в ремастированном виде. Мне вспомнилась дзержинская команда «Дрюсина бабушка», считающаяся «флойдообразной». Жаль только, сама группа сегодня пребывает в летаргическом сне. Мечтает записать новый альбом, но концерты, увы, не даёт. Один из основателей, тот самый Дрюся (Андрей Якимов), чья бабушка увековечена в названии, уже давно не входит в состав. Группа образовалась накануне миллениума, а в 2001-м впервые поднялась на сцену. Под влиянием «флойдов» экспериментировала с психоделическим и даже какофоническим звучанием. Славились своими шоу. Обряжались в бабушкины халаты, обклеивались рисунками с лёгкими, пищеводами… Переслушав все выложенные в сети треки, я связался с Леонидом Отдельновым, вокалистом и гитаристом.
— Так почему же группа не выступает?
— Нет концертного состава, зато есть круг друзей и единомышленников, с которыми мы записываемся в домашней студии. Вот собирались на репетицию. По-прежнему есть творческие планы и идеи. Но отсутствует потребность давать концерты. Для нас всегда главным был сам творческий процесс, поиск, а для этого необязательно играть на сцене. К тому же особо и негде играть. Правда, я уже достаточно давно не слежу за концертами местных групп.
— Мне кажется, что в нашей области никто кроме вашей команды не испытывал на себе влияния «Pink Floyd»…
— Сравнение с «Pink Floyd» для нас очень привычное и приятное. Мы никогда не скрывали, что «Pink Floyd» оказал на нас огромное влияние. С них всё и началось. Когда мы впечатлились альбомом «Atom Heart Mother», в головы пришло — а почему бы не попробовать объединить несколько композиций в одну большую, за счёт импровизаций, шумов, эффектов… Очень интересными были переходы от структурной и гармонической музыки к дисгармонии и хаосу, а потом вновь возвращение к гармонии. Крутое состояние, когда музыка доводит тебя и слушателя до сильнейшего напряжения, а потом вновь отпускает — катарсис своего рода. Всякие звуковые эффекты нас тоже всегда интересовали. Пик наших выступлений пришёлся на начало «нулевых», тогда почти все играли «альтернативу», и мы были в нашем городе чуть ли не единственной «альтернативой альтернативе». Потом эпоха «Pink Floyd» потихоньку стала сменяться эпохой «King Crimson» — захотелось играть более дисциплинированную музыку. Сейчас ориентиры самые разные: хотим записать несколько брит-поповых по духу треков, кроме того, на стадии сведения акустическая запись моих песен. Раньше нам казалось, что мы сможем сделать что-то эдакое, глобальное, а теперь идеи конкретные — музыкального плана.
— Обычно пинкфлойдоманы делятся на две группы — те, которые любят Сида Барретта, и те, которые любят альбомы, вышедшие после «Dark Side of The Moon»…
— Нам нравились оба периода их творчества. Авангардные, психоделические безумства — это, конечно, заслуга Сида Барретта, но уникальный атмосферный и даже космический саунд появился уже после него. Мне, например, всё-таки больше нравится пост-барреттовский период: с альбома «More» по «Wish You Were Here». Ну а «Dark Side» — их непревзойдённая вершина. «Atom Heart Mother» вдохновил нас тем, что показал, насколько нетривиальной может быть рок-музыка, что это совершенно необязательно вокал-гитара-бас и ударные или вступление-куплет-припев-куплет.
— На сайте группы есть ссылка на галерею художника Павла Отдельнова. Это твой брат? Как вы влияли друг на друга?
— Павел — мой старший брат. На меня он, конечно, оказал большое влияние, своим музыкальным вкусам я во многом обязан ему. Повлиял ли я на него, не знаю… Если и да, то, думаю, в гораздо меньшей степени…
— Вы любили устраивать шоу. Примерно тем же в Нижнем занимались «Предпоследнее искушение». Вы пересекались?
— Даже не слышал… Шоуменов специальных у нас не было, да и все эти «шоу» зачастую были почти спонтанными. Придумывались они за неделю-две до концерта. Мы не делали никогда на это ставку, потом от них вообще отказались. А вообще, было достаточно забавно. В финале одного концерта в зале гас свет, лишь одинокий прожектор освещал барабаны. Мы покидали сцену — и из-за кулис в две гитары играли навязчивую «квакующую» тему. В это время появлялся наш друг Михаил Лиманский и, стоя спиной к зрителям, принимался дирижировать пустой сценой. Когда музыка смолкала, «дирижёр» изрекал в зал: «Кукушки? Какие кукушки? Никаких кукушек!», но как только он отворачивался, музыка возникала вновь, и так повторялось три раза. «Дирижёр» приходил в исступление, бился в истерике, крича «Никаких кукушек! Никаких кукушек!», затем его уносили санитары. И мы доигрывали концерт…
— Кто ходил на ваши концерты? Был какой-то круг?
— Не знаю. Всё-таки раньше рок-движение в целом было ещё популярно, люди интересовались, приходили, слушали. Потом всё заглохло, публики становилось всё меньше, а возраст слушателей стремился к 14–15 годам. Но желание заниматься музыкой есть. Надеюсь, появится желание выступать.
— А желание возродить движуху?
— Нет. Время прошло. Нам и тогда не особо хотелось всяких там тусовок, бесполезной и утомительной суеты, а теперь и подавно не хочется. Музыкой можно заниматься и без всякой движухи.
Вадим Демидов