11-10-14

Политика

Это просто праздник какой-то…

Два Олега в ожидании первого снега

Год назад из нашего поезда «Нижний Новгород» вышел машинист. Точнее его высадила на полустанке группа пассажиров из первоклассного вагона. С тех пор они сами ведут поезд. Зимой мы застревали в сугробах, к лету стало понятно, что проезд дорожает. Видимо, будем ехать, пока не ощутим, что «наш поезд в огне».

В октябре каждый отмечает, что хочет. Кто-то говорит о годовщине работы первой по-настоящему независимой городской думы. Такая независимая она, наверное, только потому, что личные состояния большинства депутатов не зависят от уровня жизни их избирателей и неприлично его превышают. А на настоящую независимость городского парламента можно было полюбоваться ещё в годы мэрства Юрия Лебедева — там депутаты из года в год держали фронду и не утверждали ни одной инициативы главы города, включая даже его отчёт по исполнению бюджета. И состав не был таким «элитным», кстати. Депутатов-бюджетников было больше. Сейчас, когда в цене размер личного состояния, договариваться стало, видимо, проще.

Кто-то скорбит в годину отмены демократических выборов главы города. И создаётся впечатление, что тогда с поезда городской жизни выкинули не только Вадима Булавинова с его багажом народного рейтинга, но и собственно горожан с багажом общегородских проблем. На дрезине доедем, попробуем догнать наш мягко-спальный вагон с независимой гордумой и рулевыми.

А один из блоггеров утверждает, что праздновать один год действующего созыва неверно. Мол, представительному органу города в этом году уже 400 лет, и первым главой МСУ был сам Козьма Минин — всего лишь мясник. Статус потом был подправлен подвигом спасения Москвы и выдачей боярства.

В жизни и сейчас, 400 лет спустя, есть место подвигу. Например, глава независимой Городской думы Нижнего Новгорода Олег Сорокин отправился в командировку в Южную Корею налаживать экономические и культурные связи. Разумеется, не один, а с группой поддержки, в состав которой вошли депутаты Городской думы Дмитрий Бирман, Дмитрий Кузин, Кирилл Лазорин, Кирилл Эпштейн и Олег Ким, а также сотрудники комитета внешнеэкономических и межрегиональных связей горадминистрации и представители бизнеса.

Помнится, командировки городских властей иногда носили фееричный характер. Потом на заседаниях той же думы разбирали, сколько было потрачено на дорогие отели и просмотр «канала для взрослых», или за её кулисами обсуждали, кто нырял в бассейн без воды. Надеемся, всё обойдётся, хотя делегация поехала как раз изучать восточный опыт в отмечании праздников. «Нам интересно посмотреть, как масштабные праздники проводятся в других городах с другой культурой. Мы считаем, что День Нижнего Новгорода, который прошёл не так давно, был хорошо организован, но нам есть над чем работать. Поэтому изучить корейский опыт будет весьма полезно», — приводят СМИ цитату Олега Сорокина.

Это, пожалуй, очень актуально для города, страдающего от собственной некомфортности, утраты архитектурного облика, проблем в городском хозяйстве, с ужасом ждущего снегопадов и живущего в условиях больших аппетитов и малых доходов. Возможно, это тоже надо отпраздновать. Через год на Дне города господа Сорокин и Кондрашов будут, видимо, отплясывать на площади уже в корейских ханбоках. Если ещё куда-нибудь не съездят перенимать праздничный опыт. Может быть, спляшут в деревянных сандалиях со спицами в волосах.

Но нам лучше бы рабочий опыт перенимать. И на этом фронте Олег Сорокин запланировал свой первый подвиг.

«Автомобили корейских марок сегодня успешно продаются на территории города и области, — приводят СМИ очередные цитаты Олега Сорокина. — Мы рассчитываем, что корейские автогиганты откроют у нас собственное производство. В состав нижегородской делегации вошли представители Горьковского автозавода, который сегодня демонстрирует очень хорошие темпы развития и привлекает на свою территорию смежные производства. Надеемся, что мы заинтересуем корейских коллег». Это, конечно, не освобождение Москвы от польских интервентов, но где-то рядом по уровню героизма.

Многие было не по плечу.

Вы помните, как полпред в Приволж­ском федеральном округе Сергей Кириенко пытался привести к нам в регион японцев, как тащил инвесторов губернатор Валерий Шанцев, как заманивали сладкими калачами на площадку ГАЗа хоть кого. Успехи на этом фронте пока замечательны только в релизах, но никак не в реальности. Как в сказке про репку — ни дедке, ни бабке, ни внучке, никому не удалось извлечь овощ. Только мышке! И вот мышка поехала в Южную Корею и готова вытащить сюда к нам автомобиле­строителей. Да за такое можно будет рядом с героями 1612 года еще одну парную скульптуру ставить «Два Олега спасают нижегородский автопром».

Итоги незавершившегося 2011 года пока радуют мало. Сами же в августе подвели черту: за семь месяцев город привлек 24 млрд рублей инвестиций, из которых иностранных всего около 40 млн ­рублей. Капля в море. «Привлекательность Нижнего Новгорода на международном рынке недостаточна. Для её повышения мы должны ежеквартально участвовать в международных презентациях», — резюмировал глава города в СМИ. Поэтому мне интересно знать, а бюджет поездки такой немалой делегацией, — предпринятой ради того, чтобы просто поучиться проводить праздники, — чисто случайно, не превысил сумму иностранных инвестиций в экономику города?

Думается, ассоциация с «поездом в огне» всё же недостаточна точна. Спустя год появилось ощущение, что в лучших традициях Ильфа и Петрова мы взяли на борт своего «Скрябина» великого комбинатора и его «шустрого мальчика». Кстати, у классиков в книге подобный сюжет тоже в Нижнем Новгороде разворачивался. Сейчас наши городские «художники» криво расписывают плакаты и призывы о том, что скоро мы не узнаем свой город, инвестиции потекут неостановимой рекой, город станет центром прогрессивной мысли и безумного комфорта для жителей.

Ну, подождём главного транспаранта — итогов социально-экономического развития города за два-три года. Что они там напишут нам хвостом непокорного мула? Может, и правда город не узнаем. Пока есть ощущение, что исполнение, как говорил великий комбинатор, «будет мизерным», а там можно и с парохода попросить.

Кстати, это была, пожалуй, одна из первых забот избранной год назад Городской думы — изменить устав так, чтобы отозвать парламентария стало невозможно. Чтобы с парохода не попросили. Ну что ж, это тоже успех первого года работы. Если не считать литературных номинаций поэтов и писателей с депутатскими мандатами.

Денис Никифоров