11-10-21
Политика
Два Олега и ни одной стратегии
Год назад нижегородцы «выбирали партию, выбирали мэра», а получили главу Нижнего Новгорода и главу администрации города. Тогдашний мэр 16 сентября презентовал Стратегию развития города до 2020 года. Нынешнее руководство практически ни разу подробно не затронуло вопросы стратегического развития города. Что это было? Демонстративный отказ от преемственности или в нашу стратегию входят только такие цели, как, например, достойно встретить Чемпионат мира по футболу 2018 года?
Стратегия была уже готова
Бывшая администрация города Нижнего Новгорода, по нашей информации, обратилась к теме Стратегии (под этим термином подразумевается план комплексного социально-экономического развития города) в 2007 году. Через несколько месяцев план был в принципе готов. Однако всеобщее внимание отвлёк кризис. В 2010 году мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов вернулся к вопросу создания Стратегии-2020 для областного центра.
Буквально за три недели до муниципальных выборов состоялась презентация Стратегии. Однако более масштабное обсуждение документа собирались провести в ноябре, сразу после кампании и формирования новой команды Булавинова. Просто потому, что в сентябре опасались оппозиции, которая не участвовала в разработке Стратегии. Если бы Булавинов сохранил за собой пост главы города, в декабре 2010 года Стратегию вынесли бы на обсуждение новой Городской думы Нижнего Новгорода.
А далее приступили бы к подготовке краткосрочных планов и программ действий, чтобы шаг за шагом достичь поставленных Стратегией целей.
Однако к власти 25 октября 2010 года пришла новая команда…
Стратегические рычаги
Антибулавиновская оппозиция не была готова взять власть в Нижнем Новгороде. У неё, по большому счёту, не было ни программы, ни планов. Наверняка со Стратегией-2020 от Булавинова новая команда имела возможность ознакомиться. Возможно, команду Олега Сорокина — Олега Кондрашова не устроили какие-либо целевые показатели. Но скорее всего, это был принципиальный отказ от преемственности политики бывшего мэра. Это очень российская традиция. Курс даже не корректируется, а от него просто отказываются. Хотя охотно используют наследие в пиаровских целях. К примеру, сейчас много говорят о том, как замечательно были проведены мероприятия по старту отопительного сезона. Но ведь это в основном результат работы бывшей команды управленцев.
Экс-мэр Вадим Булавинов много внимания уделял изучению опыта других городов, в особенности «миллионников». Об этом он часто рассказывал журналистам. В 2009–2010 годах, когда Нижний Новгород (за исключением Автозаводского района) достаточно успешно прошёл через кризис, Булавинов несколько раз заявлял о конце периода «латания дыр», «тушения пожаров, «топтания на месте». По сути он отказался от логики управления, согласно которой развитие города осуществляется в нужном направлении как бы само собой, а руководству администрации необходимо сконцентрироваться на решении текущих проблем. Возникла другая логика: чтобы город развивался, надо в обязательном порядке определить цели развития. Основные задачи, ожидаемые результаты и пути их достижения. Другими словами, только целенаправленное движение даёт возможность наилучшим образом распорядиться ресурсами и достичь максимально положительного эффекта при минимизации затрат.
Получалось, что кроме Генплана, бюджета с краткосрочным прогнозом, ключевым документом являлся и план комплексного социально-экономического развития.
Новая команда сразу обратила внимание на Генплан, в него быстро внесли корректировки. Бюджетная политика в целом была сохранена: статьи формировались по принципу «от достигнутого». Вместо ориентации на результат. От Стратегии просто отказались.
Скорее всего, в качестве Стратегии используется план подготовки Нижнего Новгорода к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Надо создать под эту задачу соответствующую инфраструктуру. А всё остальное — вторично.
Плюс вопрос Стратегии, видимо, отнесён к «епархии» губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. Если посмотреть на планы развития крупных городов, обычно оказывается, что их руководство ставит задачи по работе с крупными промышленными предприятиями. В Нижнем Новгороде эту линию ведёт областное правительство. Городская власть у нас взаимодействует с промышленниками только по вопросу уборки прилегающих территорий, окраски заборов.
Да и постройкой транспортной инфраструктуры у нас занята область: горадминистрация лишь устраивает объезды для появления в телеэфире.
Тем более что у области есть Стратегия-2020, и всегда можно сказать, что городская стратегия должна вписываться в областную. А значит, тут без сотрудничества с правительством региона не обойтись.
В общем и целом, серьёзной и солидной Стратегии-2020 в отличии от подавляющего большинства крупных городов у Нижнего Новгорода нет.
А как же конкурентоспособность?
В принципе, нет Стратегии, и нет. Дело хозяйское. Но как быть с конкурентоспособностью?
Оппоненты Булавинова говорили о том, что Казань забрала у нас статус «третьей столицы». Но ведь у Казани была не только стратегия как таковая, но и конкурентная стратегия против Нижнего Новгорода в частности. По крайней мере, так оценивают ситуацию некоторые эксперты. В Казани в первую очередь пытались загрузить госзаказами и оборонными заказами те предприятия, аналоги которых были в Нижнем Новгороде. Именно таким образом был «обескровлен» авиационный завод «Сокол», а казанский авиазавод получил заказы.
В Татарстане Казань развивали в первую очередь, а у нас большие ресурсы бросили на окраины области, а не в Нижний Новгород.
И за последний год отставание Нижнего Новгорода от Казани не только не сократилось, но даже увеличилось. Дело не только в инерционных процессах, но и в отсутствии собственно стратегического мышления у новой команды городских управленцев. Имеет место исключительно словесная амбициозная риторика.
На первый взгляд удивительно, что областное правительство даже не подсказало новому городскому руководству, что нужно поработать над Стратегией, в том числе и для улучшения взаимодействия с федеральными органами власти. Но, видимо, область устраивает то, что команда Сорокина — Кондрашова постоянно консультируется в региональном правительстве, не являясь самостоятельной сильной городской властью.
Две головы хуже?
План комплексного социально-экономического развития (Стратегия-2020) отличается от прогноза, который является «бесплатным приложением» к бюджету, не только сроками. Главное отличие в ответственности. Как говорилось при социализме: план — это закон. А о неисполнении прогноза никто и не вспомнит.
В этом смысле система управления с главой МСУ и главой администрации, казалось бы, идеально подходит под стратегический, а не «пожарный курс». Тут есть разделение ответственности: глава города ставит стратегические задачи, а глава администрации занимается их выполнением. Но мы видим, что как раз при «двуглавой» и «двуолеговой» власти в Нижнем Новгороде по сути произошёл отказ от стратегического планирования, но была поставлена задача достичь только одной цели — подготовиться к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
В этих условиях структура власти поменялась минимально. По сути, глава Нижнего Новгорода, имея в разы больший политический вес, остался по функционалу председателем Городской думы. Он не решает, как мы видим, ни стратегических, ни политических задач. Всё это осталось, как и прежде, за главой администрации Нижнего Новгорода. А тот занят текучкой, оперативной деятельностью.
Изменения системы власти по сути получились косметические. Как обычно это у нас бывает, лишь увеличилось число больших начальников. Поэтому к Чемпионату мира 2018 года мы, конечно, обречены подготавливаться. Но в конкуренции с другими городами-миллионниками по комплексному развитию отстанем ещё на годы.
Виктор Деменев