11-11-11

Политика

Почему молчал Олег Сорокин?

Накануне и сразу после годовщины своего избрания главой города Нижнего Новгорода Олег Сорокин несколько раз засветился в телепередачах, провёл брифинг и большую пресс-конференцию. Что это означает? Глава областного центра прервал долгое молчание ради личного «праздника» или просто решил постоянно находиться на виду?

«Не спринтер, а стайер»

По поводу молчания Олега Сорокина было несколько версий. Одна из них заключалась в том, что глава Нижнего Новгорода отодвинут на задний план, что он проиграл борьбу за средства массовой информации главе администрации Нижнего Новгорода Олегу Кондрашову. Мол, Сорокин числится чуть ли не в стоп-листе ведущих нижегородских СМИ. Эта версия распространена среди тех, кто уверен, что «два Олега» находятся в жёсткой, но хорошо маскируемой конфронтации.

Однако выдумывание версий на тему, есть конфликт между Олегом Кондрашовым и Олегом Сорокиным или он не существует, — это примерно то же самое, что и разговоры о противоречиях между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Почти никто не знает этого в точности, но многие говорят о противостоянии как о свершившемся факте.

Анализ выступлений главы города Сорокина на брифинге от 25 октября и на пресс-конференции, прошедшей в ТЦ «Фантастика» 1 ноября, свидетельствует примерно о следующем. Видимо, было принято политическое решение «раскручивать» только одного Олега — Кондрашова. В том числе и потому что он является секретарем городского политсовета «Единой России».

Изначально именно Кондрашов, а не Сорокин должен был стать «локомотивом» «Единой России» на выборах в Госдуму по Нижнему Новгороду. Сорокин вряд ли сопротивлялся этому решению. В политике он не спринтер, а стайер. Никогда не торопится выходить вперёд, обычно до поры до времени держась за спинами самых нетерпеливых.

Но одного план «локомотива», видимо, не сработал.

Я хорошо помню время, когда об амбициях Олега Сорокина уже было известно, а он всё ещё не был членом партии «Единая Россия». Вступил в «партию власти» одним из последних в нижегородской Гордуме. Некоторые его коллеги делали партийную карьеру, входя не только в областной политсовет, но даже в его президиум, а Сорокин ещё не знал, как ему обставить своё вступление в «Единую Россию».

Видимо, глава Нижнего Новгород решил, что пусть сначала Кондрашов поработает со СМИ, а он посмотрит, что из этого может получиться. На самом деле, тут известная логика. Есть мнение, что сначала надо поработать годик-другой на ответственной должности в «­беззвучном режиме», а потом уже с багажом реальных дел, успехов и достижений вылезать на телеэкраны и газетные полосы. В ином случае у действующего политика будет расти как популярность, так и антирейтинг. Причём с перевесом в сторону последнего.

По некоторым оценкам, у Кондрашова именно так сейчас и происходит.

«Молчи, журналисты подслушивают»

Закончилась ли «пауза» у Олега Сорокина? Не исключено, что она ещё не завершена. И до марта-апреля Сорокин редко будет появляться в СМИ. Почему напрашивается такой вывод?

Дело в том, что глава Нижнего Новгорода сделал журналистам заявления следующего свойства: ему в политике не очень комфортно, и даже в кресле главы города он чувствует себя «не очень». А уже губернаторские ­амбиции Сорокин прямо отрицал. Это было сделано очень благоразумно.

Можно предположить, что пока Сорокину особо и не с чем выходить к народу. Вот когда будет запущено «волновое переселение» жителей ветхого фонда Нижнего Новгорода, тогда появится хороший информационный повод.

В своих выступлениях перед журналистами, политологами и экспертами городской руководитель больше говорил об общеполитической атмосфере в областном центре. Мол, работа идёт в обстановке согласия между городом и областью. И в городской элите, мол, ситуация рабочая. Политических скандалов, в отличие от 2009–2010 годов, нет. Но ведь при смене власти, как правило, на год-два устанавливается спокойная обстановка. Недовольство появляется постепенно, конфликты зреют медленно.

Изначально именно Кондрашов, а не Сорокин должен был стать «локомотивом» «Единой России» на выборах в Госдуму по Нижнему Новгороду. И Сорокин вряд ли сопротивлялся этому решению. Он из тех, кто не торопится выходить вперёд, держится за спинами самых нетерпеливых. Но план не сработал

Обострение политической ситуации происходит ближе к концу сроков полномочий ведущих управленцев, когда утки становятся хромыми — от них мало что зависит и их мало кто замечает на фоне идущих на смену молодых и прытких.

Пустячок, а неприятно

Вероятно, ситуация в городе не такая простая. Достаточно вспомнить, как проголосовали нижегородцы на муниципальных выборах в октябре 2010-го и как они же проголосовали в марте 2011-го уже на областных выборах. В первом случае «Единая Россия» набрала 58% голосов, во втором — около 40%. Это означает, что жителям города не всё понравилось в политических процессах после 25 октября. Может быть, в элите и есть согласие (или имитация согласия?), но народ вряд ли солидарен с властью. Напомню также, что на выборах в Заксобрание в Нижнем Новгороде победили три кандидата от КПРФ. Это ли не серьёзный сигнал о том, что не всё так хорошо в нижегородской политике?

Ситуация везде, во многих сферах, где больше, а где меньше лакируется. Говорится, например, о том, что городской бюджет преодолел «психологический барьер» в 25 млрд рублей. Что касается расходной части — это верно. А по доходам, то есть по реальным финансовым ресурсам областного центра мы имеем 23,5 млрлд рублей. Пустячок, но неприятно. И таких примеров можно привести несколько.

Открывая свою пресс-конференцию, Олег Сорокин сказал, что этот год буквально пролетел. Потому что в реальности новая городская власть немногое успела сделать. Что соответствует действительности. Потому и приходится убеждать, что проведена «подготовительная работа». А вот время принять политическое решение о прерывании молчания для Сорокина ещё не наступило. Видимо.

Виктор Деменев