12-02-03
Политика
Управление в стиле модерн
Последний год управления городом в новых уставных условиях окончательно запутал горожан. Нельзя точно определить, «кто есть кто». Постоянное мелькание в СМИ Олега Кондрашова стало напоминать нижегородцам о брежневских временах. Чуть поменьше на экранах телевизора и в интернете появляется Олег Сорокин. Из 42 городских депутатов пиарятся только некоторые. И только некоторые же высказывают свою точку зрения — по поводу, без него, где надо и где не стоит. При принятии новых условий управления городом, нам всем объясняли, что население города избирает городских депутатов, те избирают главу города — высшее должностное лицо, и он заключает контракт с будущим главой администрации города. События ушедшего года показывают, что хвост управляет головой, а городские депутаты находятся в постоянной борьбе за свои кровные полномочия. Такая ситуация очень удивляет горожан, и мы решили поинтересоваться, может корни проблемы стоит искать где-то между строк городского Устава.
Устав города Нижнего Новгорода имеет высшую юридическую силу и обязателен для исполнения всеми гражданами, органами местного самоуправления, должностными лицами, а также расположенными на территории города организациями. Одним из посылов принятия Устава города было стремление сохранить и развивать на принципах демократии традиции местного самоуправления.
Местное самоуправление — самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через орган местного самоуправления вопросов местного значения.
Структуру органов местного самоуправления составляют Городская дума, глава города и администрация города, которые осуществляют свою деятельность в пределах своих полномочий.
Депутаты
Последовательность перечисления составных частей городской триады казалось бы наглядно указывает на главенство Городской думы, т.е. депутатов. Почему их роль практически сведена к нулю, спросите вы. Всё обоснованно юридически.
Подавление активности депутатов и снижение роли Гордумы было осуществлено предыдущими депутатами, когда полномочия в массовом порядке передавались администрации города. И так как Дума — представительный орган, оставили ей минимум полномочий, которых нельзя лишить просто в силу федерального законодательства.
В Уставе города полномочия Думы изложены в более чем 50 пунктах: из них 13 определяют порядок чего-либо, 7 назначают кого- или что-либо, остальные носят чисто формальный характер. Но любой формальный фактор может довести до инструмента влияния. Было бы желание.
В частности в обязанности городского парламента входят осуществление контроля за деятельностью администрации города, принятие планов и программ, городского бюджета, назначение главы администрации города, утверждение структуры администрации города, положений о территориальных органах администрации города, заслушивание ежегодных отчётов главы города и главы администрации города и далее по внушительному списку.
Как видим, у городских депутатов имеется широкий спектр рычагов воздействия на других членов триады. Но почему они порой застенчиво пользуются своими правами? Наверное, на них также кто-то имеет существенное влияние, и не всегда оно направлено на непосредственную депутатскую деятельность, а зачастую влияет на другие человеческие слабости, воздействие на которые приводит к нужным манипуляторам результатам.
Глава
В переводе с греческого слово «демагог» (вождь народа) имеет два значения. Первое — руководитель политической группировки, ведущий за собой народ. Второе — лицо, старающееся создать себе популярность или достичь целей лживыми обещаниями, извращением фактов, лестью и другими недостойными средствами.
Городской Устав позволяет главе города выбрать один из двух вариантов или сочетать два в одном флаконе. Для достижения народного признания в качестве городского руководителя любому депутату, избранному на пост главы города, необходимо разгрести юридические завалы в его полномочиях. Слепое следование уставным канонам автоматически приводит его ко второму значению слова.
Глава города — высшее должностное лицо местного самоуправления, наделённое собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, исполняет функции председателя Городской думы, подотчётен и подконтролен в своей деятельности населению и самой Гордуме.
На первый взгляд полномочия главы города акцентированы на представительских функциях и куда меньше на председательстве в парламенте. Отсутствие непосредственных исполнительно-распорядительных функций ставит его в прямую зависимость от главы администрации города. Такое мнение сложилось у отдельных недальновидных «советников», которые и предложили Олегу Сорокину отказаться от институтов управления при главе города и полностью положиться на администрацию города. Вероятно, это очень серьёзная ошибка главы города, которая впоследствии может стать роковой для него.
Согласно Уставу, глава города обеспечивает осуществление Думой и Горадминистрацией полномочий по решению муниципальных задач и отдельных государственных полномочий. То есть глава города действует в единственном лице и в соответствии с принципами «чего изволите», «всё будет хорошо», «вперёд за Родину» — в зависимости от ситуации. Давайте представим себе на минутку Президента РФ без администрации. В Нижнем Новгороде глава города может обходиться без неё. Достаточно «бесплатных» советников.
Адинистрация
Третий элемент городской триады — администрация и её глава. По его представлению Городская дума утверждает структуру горадминистрации.
Деятельность Кондрашова, не считающегося с объективными условиями, характеризуется произвольными решениями. Стартовала его кампания как раз в период подготовки и утверждения новой структуры управления городом.
Первым под канцелярские ножницы нового администратора попало управление по обеспечению деятельности главы города. Зачем ему 20 человек? Хватит карманного аппаратика, пусть почту расписывают. Взял и, так сказать, отобрал у главы города штат муниципальных служащих, а чтобы сокращённые штатные единицы не растворились в бездне экономии, прибрал их к своим рукам. Не пропадать же добру.
Дальше была попытка лишить глав районных администраций статуса заместителей главы горадминистрации, что прямо противоречило Уставу города. Оказывается, при разработке новой структуры администрации города её авторы элементарно не знали Устава города и что там написано. Когда недостаточная компетентность «модернизаторов» выяснилась, сити-менеджер решил подумать о присвоении званий маркизов, т.е. дворянских титулов. «Шутка» оказалась неудачной. Депутаты вернули его в правовое поле.
Для «перестройки» булавиновской структуры управления городом было выдвинуто три тезиса-задачи.
Во-первых, сокращение чиновников на 20% в течение трёх лет
Во-вторых, приближение городской администрации к областному правительству
И в-третьих, экономия фонда оплаты труда за счёт сокращения числа заместителей.
Когда в России объявляют о сокращении численности чиновников, всегда происходит их увеличение. Только в других креслах. По закону энтропии, видимо.
Взаимодействие с региональными властями осуществляется при выполнении государственных полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, как гласит Конституция. Дублирование областного правительства на местном уровне может означать, что новым местным руководителям нужны областные няньки, воспитатели и начальники или, когда они сочиняли структуру, не знали, что ведали.
Введение дополнительной, пятой, должности замглавы администрации и заявление о сокращении фонда оплаты труда за счёт ликвидации числа заместителей — это уже из театра абсурда. Мало того что местные «горе-реформаторы» не знают законов, так они ещё и с арифметикой не дружат.
На этом нововведения не закончились. Культуру, спорт и молодёжную политику смешали вместе. «Собачки, кладбища, озеленение» отдельно, «всё то, что ездит, и то, по чему ездят, должно быть в одном месте».
Экономический департамент переименовали в департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства. Здесь сразу видно отсутствие экономических познаний у «реформаторов». Ни один уважающий себя экономист не написал бы такой глупости. Без инвестиций и предпринимательства в рыночной экономике не может быть экономического развития. По канонам логики инвестиции и предпринимательство входят в понятие «экономическое развитие».
Архитектуру разнесли по двум управленческим структурам. Градостроительство отделили от строительства. Внешнеэкономические связи — от экономического блока, межрегиональные — от главы города, слили в один компот и подчинили заму, обслуживающему сити-менеджера.
Кондрашов воспользовался изобретением Вадима Булавинова — задался целью подчинить себе напрямую контрольно-ревизионное управление. Удобная штука: сам формирую городской бюджет, муниципальный заказ, создаю и ликвидирую муниципальные организации и сам себя контролирую и проверяю. Круговая порука в одном стакане. Да и надо кому-то стряпать компромат и писать «субъективки» на неугодных чиновников.
Не Серый дом, а серая зона получилась из муниципалитета. Осталось поставить вышки, обнести территорию колючей проволокой, ввести охрану со злыми собаками, и получится «цивильный» концлагерь для муниципальных чиновников.
Штат решает всё
После утверждения структуры администрации города между департаментами, комитетами и управлениями началось сражение за штатные единицы, которое продолжается до настоящего времени. В ходе баталий отдельные подразделения приказали долго жить, некоторые слегка подсократились, самые стойкие сохранили исходные позиции. Победители нарастили штатные мускулы.
Временное перемирие среди муниципальных начальников и поиск всеобщего консенсуса привели вместо сокращения штатов муниципальных чиновников к его увеличению на 1,9%. Всего штатные единицы выросли на 2,5%.
Не остались в стороне от штатного деления районные администрации. Под кромсающие ножницы начальника попала только Автозаводская администрация. Остались в прежних штатах администрации Московского, Нижегородского, Советского и Сормовского районов. На одно чиновничье кресло увеличилась Канавинская администрация, на два — Ленинская, на пять — Приокская. Последнюю, по всей вероятности, наградили за неведомые нижегородцам услуги.
В начале Эпохи двух Олегов ставилась задача усилить роль и значение районных администраций. В итоге всё было сделано наоборот. Если в булавиновский период удельный вес штатных единиц районных администраций составлял 52,7%, то через год Кондрашовского управления — 52,4%. Администрации районов всё дальше загоняют на «задний двор».
Между прочим, в некоторых городах численность муниципальных служащих фиксируется при утверждении структуры управления или ежегодном принятии местного бюджета. Но Нижний Новгород выбрал другой путь.
Вероника Щедрина