12-03-31
Политика
Город, которого пока нет
Размышления о провинциальности, городском сообществе и прямых выборах мэра
Есть целая категория людей, которые считают провинциальность страшным грехом, а местечковость десятым кругом ада для приличного гражданина, тяготеющего к успеху и интересной жизни. Собственно, такие уже уехали в Москву, чтобы сидеть там в офисе или кричать «Свободная касса!». Оставшихся спасет местное самоуправление.
Провинциальная душа
Россия — воистину щедрая душа, так как только у нас жители города-миллионника могут считать себя провинциалами. В цивилизованном мире даже город с населением, как в нашем Дзержинске, считает, что вполне сам себе столица, не страдает комплексом неполноценности, имеет свой культурный мир, иногда даже не одну профессиональную спортивную команду, и не оглядываются на столицу.
Посмотрите на английский Манчестер, город с полумиллионом жителей — это крупный культурный, промышленный, финансовый, коммерческий и транспортный центр страны. Как говорит один мой знакомый, живущий в этом городе уже лет десять, там никто не страдает из-за того, что пора ехать в Лондон за новыми возможностями. Ну и правильно. Даже Википедия выдает полный список признаков самодостаточности города: перечень спортивных команд, авторитетных образовательных учреждений и представителей манчестерской музыкальной сцены. Почему у нас при внушительном перечне славных достижений все иначе?
Стоило бы просто понять, что любой российский город не является таковым — если оценивать его по западным критериям. Нижний Новгород — прекрасен, если, конечно, вы не на задворках Нижегородского района и не на окраинах Автозавода. Но у нас нет ничего общего с западными городами. Да, дома, дорожные знаки, магистрали с их пробками и парки с газончиками — внешне все то же. Ну, если не брать во внимание, что планировка городов у нас все еще советская, подчиненная не комфорту проживания, а экономической необходимости. Иначе почему у нас необустроенные набережные, забитые полузаброшенными промзонами, а не застроенные элитными домиками с приятными ресторанчиками и зонами релакса? В наших городах нет главного — городского сообщества. Что по западным меркам значит: нет и самого города.
Биомасса налогоплательщиков
Пока отсутствует совокупная воля горожан, которая на самом деле должна реально влиять на все стороны городской жизни, мы можем продолжать мучиться глухой провинциальностью. Городское сообщество должно определять, как выглядит город, что с ним происходит и чем город живет. Этого у нас никогда не было и нет. Но будем надеяться, еще будет.
Оказывается, рецепт не только в мозгах, но и в местном самоуправлении, которое должно сформировать из биомассы горожан современное городское сообщество. Пока нижегородцам недосуг заняться своим городом, а защитники парков в их глазах чуть ли не сумасшедшие, мы останемся биомассой налогоплательщиков. Есть экспертное мнение, что прямые выборы мэров лучше вернуть. На все страхи излишней гражданской активности и излишних свобод, скажем: в Англии выборы мэров существуют с XII века, и короне это не угрожает.
Впрочем, в России этот откат от встраивания местного самоуправления в вертикаль отлично впишется в федеральный тренд децентрализации. Любимая столица начинает чуть-чуть отпускать вожжи, даже подавая регионам и городам чуть больше монеток на бедность. И учитывая, что из 80 квартир одного дома всего в двух знают имя собственнручно избранного депутата, важнее иметь выборного мэра: его будут знать почти во всех 80 домохозяйствах.
Поэтому и соцопросы показали: мэр — знамя местного самоуправления, и его нужно вернуть горожанам. В том числе для борьбы с комплексом провинциальности. Точнее для понимания, что это не грех, а этакий изюм местного происхождения, на который можно даже туристов звать. Все же оставаться самим собой, находить радость буквально под ногами, гордиться этим — большое счастье.
Идеальный мэр
Какой мэр был бы хорош для города-миллионника? Ему важен статус своего для этого миллиона людей, он должен знать город, работать в нем. Это точно практик, возможно, хлебнувший работы в столицах, но вернувшийся и оставшийся, открытый и общительный, понимающий важность городского сообщества и видящий в нем не только инструмент, но равноправного партнера в управлении городом.
У нижегородцев при смене системы выборов точно будет (простите за тавтологию) выбор не только формальный, но и персональный. Даже система без прямых выборов показала нижегородцам сразу две фигуры — Олега Сорокина и Олега Кондрашова. По крайней мере у нас было время ощутить их разность. Кто из них больше походит на идеал мэра, так необходимого нашему городскому сообществу?
Сам себе столица
В Нижнем Новгороде ощущаются зачатки воли горожан, у нас есть надежда стать сообществом. Просто сейчас воля собирается в кулак только по одному и как правило грустному поводу — предотвратить разрушение городской среды. В городе-миллионнике всегда найдутся несколько десятков неравнодушных людей, которые встанут живым забором, мешая сносу купеческого особняка или спилу парковых деревьев. Но городское сообщество должно не только противостоять властям или бизнесу: оно должно еще и созидать. А до созидающих европейских городских сообществ нам пока еще очень далеко.
Впрочем, оглядываться на столицу надо перестать уже сейчас. Для Нижнего Новгорода, стоящего всего в 400 километрах от Москвы, это, наверное, тяжелее, чем для какого-нибудь Екатеринбурга, Новосибирска или Краснодара. Но с точки зрения создания городского сообщества Москва вовсе безнадежна!
Раскачать сытую или ищущую сытости московскую биомассу налогоплательщиков намного тяжелее, чем любой промышленный город в провинции. Там люди слишком увлечены реализацией себя, чтобы обращать внимание на среду, в которой они находятся. Они даже не понимают, что нарастить менеджерские мускулы проще и эффективней на современном производстве в российской глубинке, нежели в многочисленных офисах столицы.
Что ждет город без сообщества в нем? «Судьба всех империй одна», — пел в песне про то, что нужно вернуться жить и работать в родной город, кировский губернатор Никита Белых.
Поэтому не исключено, что возвращение к прямым выборам мэра запустит механизм становления российских городов по западной модели «каждый город сам себе столица». Есть абсолютное ощущение, что Нижнему Новгороду эта схема подходит.
Денис Никифоров