12-03-31

Политика

Защита Сорокина

Глава города отчитался перед думскими депутатами о проделанной работе

В самое ближайшее время нижегородскому тандему придётся нелегко. Это главный вывод, который можно было сделать, наблюдая как вооружённым, так и абсолютно близоруким глазом за тем, что и как говорил 22 марта глава города Олег Валентинович Сорокин депутатам Гордумы. Ибо предполагалось, что он отчитается о проделанной за предыдущий год работе, а получилось что-то совсем другое — напоминающее одновременно и попытку оправдаться, и «перевод стрелок».

Мало кто из присутствовавших на представлении отчёта не ловил себя на мысли, что всё это уже было. Просто ещё в октябре на своей пресс-конференции тот же Сорокин говорил примерно о том же. Но другой аудитории: тогда все посылы были адресованы широким массам, несмотря ни на что потребляющим нижегородские СМИ, сейчас — депутатам, вопреки всему избираемым и наперекор всем законам логики потерявшим в политическом весе. И вообще, есть ощущение, что Олег Валентинович неправильно расставил акценты, выбрал не те темы и не ту тактику.

С одной стороны, Олега Вален­ти­новича можно понять: и его, и депутатов Городской думы много и интенсивно критиковали за последние месяцы. Именно поэтому глава города в своём отчёте отвечает критикам, что «профильные комиссии Городской думы… ставят острые, концептуальные вопросы и решают их компетентно», напоминает, что они «принимали правовые акты, рассматривали проблемы… и (даже!) контролировали деятельность администрации города». Не говоря уже о выстроенной «единой системе взаимодействия со всеми ветвями и уровнями власти», «перспективном мышлении» и поиске «решений, соответствующих потребностям и вызовам XXI века».

С другой стороны, симметричного ответа критикам не получилось. Потому что во-первых, депутатам рассказывали о том, что они же и сделали, и это как минимум странно. Им бы послушать, чего они достигли в смысле более глобальных целей. Но у Сорокина другая задача. Он строит аргументацию на старом-добром методе «от противного», только в том плане, что «противной» — читай «плохой» — считается оппонирующая сторона. В данном случае оппонирует главе города непосредственно горадминистрация, которая, в трактовке Сорокина, недорабатывает, а Дума и её председатель «направляют 17 предписаний с требованиями», «рекомендуют ускорить процесс» и отмечают наличие «непредпринятых действий». Например, Олег Валентинович долго говорит о «проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия «Единый центр муниципального заказа». Созданного в 2003 году, к слову.

Отчёт — штука исключительно аналитическая, основанная на фундаменте из фактов, цифр и кейсов. Но Сорокин даже не пытается анализировать. Ни деятельность депутатов, ни, тем более, свою

Чтобы отвлечься, давайте порассуждаем о жанре. Отчёт — штука исключительно аналитическая, основанная на мощном фундаменте из фактов, цифр и кейсов. Ну, в формате публичного выступления можно добавить немного воодушевляющих слов и некоторые элементы тимбилдинга. Но Сорокин даже не пытается анализировать. Ни деятельность депутатов, ни, тем более, свою.

Зато вместо анализа нам предлагается ряд не очень-то убедительных, поскольку очень общих, тезисов о том, чего достиг председатель Гордумы за предшествующие 12 месяцев. Подчёркиваю — именно председатель Гордумы. Это, кстати говоря, ещё одна особенность зачитанного отчёта: Олег Валентинович чётко разделил текст на две части — на протяжении первой он как-то даже и не пытается выйти за рамки своего председательства. То есть глава города не часть тандема. Наверное, именно поэтому создаётся ощущение, что противоречия внутри городской власти всё нарастают. Можете смело рисовать в уме линию водораздела — есть Олег Кондрашов и «его» Горадминистрация, а есть Олег Сорокин и «его» Гордума. Все эти разделения условны, но почти что осязаемы.

Во второй части своего выступления Сорокин всё же входит в роль главы ­города, но попадает в ловушку, созданную своими же руками, ибо говорит о тех полях своей деятельности, на которых ни прогресс, ни результат как-то не растут. Богатые иностранные инвесторы, привлечение которых он сам поставил как приоритетную задачу ещё год назад? Новых не появилось, старые не его заслуга. Создание новых рабочих мест? Покажите новые производства, на которых они естественным образом могли бы появиться. Поддержка малого и среднего бизнеса? А почему речь о программах облправительства, а не города? Взаимодействие с федеральной властью? Все программы в этом направлении и привлечение федеральных денег — заслуга губернатора Валерия Шанцева и его лобби. Не говоря уже о том, что депутаты у нас — власть представительная, а горадминистрация — исполнительная. Так что ни одно реализованное решение, которое можно считать заслугой главы города и депутатов, не может восприниматься в отрыве от действий соседней ветви власти. Они потому и должны в связке работать. Это ещё в учебниках по граждановедению написано. А у нас их связать пока никак не получается. И ситуация только усугубляется. Это пока ещё не война, но уже игра на шахматной доске.

И сейчас есть ощущение, что Олег Сорокин сам себе поставил шах.

Вероника Щедрина