12-04-07
Среда обитания
«Гляжу я в окошко вагонное…»
Мне часто приходится ездить в Сормово, в его самую дальнюю точку — 7-й микрорайон. Путь от Кузнечихи неблизкий — 25 километров. Где-нибудь на трассе — это 15, ну, от силы 20 минут езды. Попробуем преодолеть это расстояние в Нижнем Новгороде в пятницу, но не в самое пиковое время на автобусе маршрута № 51.
Первое препятствие возникает тут же — на прогоне до второй остановки. Перекресток улиц Ивлиева и Быкова. По правой стороне здесь ещё недавно торчали самовоздвиженцы — железные гаражи, построенные методом захвата земли по принципу: «Клепай, пока власть молчит». И наклепали тысячи бразильских фавелл — схроны для наркоманов, бесплатные туалеты и полигоны бытовых отходов.
Земель свободных в городе, как известно, нет: расхватали родимую, как горячие пирожки, ушлые администраторы и толстосумы в лихие «девяностые», да так, что построить стадион сейчас негде, кроме разве что в парках и в других зонах отдыха. Но дошло время до этих гадких гаражей. Дошло! Но опять незадача. Мэрских деятелей, мечтающих любыми способами пополнить городскую казну, замучила жадность в прямом и переносном смысле: нет бы, пока земля была муниципальной, сделать широкую дорогу на рынки «Герц» и «Народный» и дальше — в микрорайоны Верхних Печер. Так нет: продали всю вокруг землю так, что к рынкам остался узенький асфальтовый ручеек, сжатый Сциллой автомойки и Харибдой голубого забора новых землевладельцев — пешеходу трудно, а машине ещё труднее развернуться.
А тут, как на грех, фура выворачивала с рынка (такая редкость!), ну и встало движение по улице Ивлиева в оба конца. Семь минут из путешествия корова языком слизнула. При вдумчивом же подходе могла бы здесь пройти новая отличная дорога — дублер переполненной улице Сусловой, что ведет на Казанскую трассу. Не судьба! От кого городская судьбина зависит?
После третьей остановки опять незадача: по улице Богородского, что против Нагорного рынка, сделал добрый дядя Олег Сорокин для добрых дядей с рынка вместо односторонней дороги, что существовала 40 лет, двухстороннюю. Если бы этот участок оставался бы таковым, то пробок бы из-за встречного движения и пересечения дороги подъезжающими машинами к рынку, не было бы, но… Теперь, в субботу и воскресенье, то есть в горячие рыночные дни, проезд одной остановки от улицы Шишкова до площади Советской (500 м) длится 15–20 минут. Потеря для пенсионеров и социальных пассажиров невелика, а мелкому и среднему бизнесу стало легче, чем не «галочка» в мероприятиях по содействию ему, кормильцу.
Бекетовку (она широка за счет трамвайных путей) одолели без происшествий и быстро, но после Дворца спорта опять пробка. Около университета разветвление-то одно, но то ли покойников к Бугровскому кладбищу везут даже в вечернее время, то ли заключенных толпами гонят по этапу в тюрьму, но движение здесь «в час по чайной ложке». Всем известны «болячки» на проспекте Гагарина, затрудняющие движение: летом, по пятницам, он буквально стоит из-за дачников, уезжающих из города, но власть, видимо, летает вертолетами. Готовит она ещё одно узкое место на проспекте: торговый центр с аквапарком на месте бывшего стадиона бывшего ракетного училища. Подъезд здесь будет запружен почище, чем на площади Советской, а за бывшим КПП училища уже торчат семь 17-этажных небоскребов! К ним-то как проехать?
Площадь Лядова — особый разговор. Как её не расширяй, все равно здесь будет, так сказать, «сложная ситуация»! Потому что на ней сходятся дороги с трех мостов, не имеющих — кроме Канавинского — съезда к береговой полосе правого берега Оки. Даже дорогущее расширение спуска к Молитовскому мосту оказалось бесполезным: как шел автобус № 51 из Кузнечихи до 7-го микрорайона два часа, так и сейчас идет за то же время. Зато деньжищ освоено видимо-невидимо. Кто-то из знатоков называет цифру в 1,2 млрд рублей, что-то не верится, наверное, больше. Коэффициенты сложности были очень существенные: оползни, горный рельеф и прочие прелести. Ну, да ладно, не будем считать деньги в чужих карманах.
Как оказалась бензозаправка на огромном пустом пятачке диаметром 200 метров перед зданием «Полета» на Комсомольской площади, одному Богу известно? Или не только ему? Где генплан, который приняли три года назад, где люди, которые должны следить за его исполнением? Но кто-то воткнул бензозаправку, и торчит она теперь сиротливо, мешая движению съезжающих с Молитовского моста автомашин. Да так мешает, что все огромные средства, вбуханные в расширение съезда, не дают отдачи. Очень высокопоставленный чиновник обещал разобраться с этой сиротливой заправкой, но уже год всё, видимо, руки не доходят.
Не только автозаправка мешает несчастным горожанам, но и законы физики, потому что, как ни расширяй бурдюк с двумя тонкими трубками слива и налива (а именно на бурдюк и похож Окский съезд), объем втекающей и истекающей жидкости остаётся неизменным.
Остановка перед заправкой дает возможность посмотреть в окно, а там пустырь, где была лесопилка «Новая сосна». Вот бы здесь построить стадион для будущего чемпионата мира по футболу: и мосты рядом, и в то же время в стороне, и стоянки можно построить, и вид на прекрасную реку и Слуду радует глаз. Но земля принадлежит ЗАО «Развитие Нижегородской области» и предназначена для более глобальных (читай «прибыльных») целей, куда им до мундиалей. Как говорили в старину: «Не замай, заповедано». И мечется место для будущего стадиона из одного экстравагантного места (остров на Гребном канале) в другие (деревня Ольгино, Стрелка), не менее причудливые.
По-прежнему трудно пересечь Московское шоссе, миновать центр Сормова, но последнее испытание маршрут приготовил на железнодорожном переезде на улице Иванова, где подают вагоны под разгрузку Сормовской станции «Водоканала». Маневровый паровоз может мотаться туда-сюда по нескольку раз, а ты сидишь, как в окопе из известной военной песенки.
От нечего делать приходят полезные мысли. В двух шагах от проспекта Кораблестроителей (7-й микрорайон) станция Починки. Почему бы не сделать так, как в Америке, где пригородные поезда, идущие издалёка, перед большим городом ныряют под землю, а потом выныривают и идут дальше. Затраты-то копеечные и никак не сравнимые с расширением Окского съезда. Ну, кто же откажется сменить душный автобус на просторную электричку, идущую от Дубравной через Починки и ещё десятки готовых станций до площади Горького без пересадки? Никто! Вот тогда-то вагоны метро заполнятся (сейчас в вагонах пять-шесть человек), и оно будет приносить доход. Той же власти, между прочим.
Михаил Чижов