12-04-07

Культурный слой

В шатком, бесцветном времени, лязгающем, как трамвай…

Игорь ЧУРДАЛЕВ

Родился в 1952 году. После окончания средней школы и армейской службы учился на вечернем отделении университетского филфака, работая на одном из нижегородских заводов. Приобрёл несколько рабочих специальностей. В 80-х годах публикует подборки стихотворений в региональной и центральной периодике, издает два поэтических сборника («КЛЮЧ», 1983, ВВКИ; «ЖЕЛЕЗНЫЙ ПРОСПЕКТ», 1987, М., «Современник»). В 1988 году принят в Союз писателей СССР. В девяностые активно работает как независимый тележурналист, создавая информационно-аналитические программы различной тематики. От участия в работе общественных организаций и творческих союзов воздерживается.

Третью поэтическую книгу издает только в 2002 г. («НЕТ ВРЕМЕНИ», НН, «Принт-Экспресс»).

Колумнист «Новой» в Нижнем» с первого месяца существования газеты.

 

Политика

Расслабься, комментатор чепухи,

врубай футбол и репортаж с пожара.

Политикам отпущены грехи –

в виду исчезновения их жанра.

 

С героями, запаянными в цинк,

с вождями, преисполненными пыла,

политика уехала, как цирк,

а клоунов на площади забыла.

 

Теперь уже не надо пуль и бомб.

На поле анонсированной битвы

коверные стратеги — Бим и Бом —

кривляются, в карманах пряча

бритвы.

 

Отныне — как знамёна ни раскрась,

и сколько бы дискуссия не длилась,

как равенство возможностей украсть

трактуют на майданах

справедливость.

 

Досужая и сытая толпа

взыскует зрелищ, ибо хлеб ей пресен,

и дразнит власть, расправу торопя.

Но за державной ширмой —

пыль и плесень.

 

Горлань, базар! А я себе пойду

от скоморохов, мерзких, словно вывих.

Мне так и так уже гореть в аду,

в ряду высокомерных и брезгливых.

 

Нижний

Где попало выпивая лишнего,

школяром под вечной меткой «неуда»

обитал я в нижней части Нижнего

Новгорода, то есть — ниже некуда.

 

Помню трепачей с ночными спорами,

да разборки с местными задирами

под глухими ко всему заборами,

а за ними — трубы меж градирнями.

 

Приключений огребя заслуженно,

по проспекту Ленина холодному

на предмет картофельного ужина

шкандыбал я среди ночи до дому.

 

Так и прожил — в трюме нищей волости,

как на пароходе, где со шлюхами

сверху неизменно едут сволочи

рядом со спасательными шлюпками.

 

Кто-то из дружков свалил в Пендосию,

как рыбёшка выскользнув из невода.

Кто-то в глину, заколочен досками,

лёг навек, а думал — ниже некуда.

 

Я же и прощался — лишь «до скорого»,

чтобы снова в стыд и стынь галимую

возвратиться, как больной на голову,

из Парижа, Праги, Вены, Рима ли,

поражен заразою незримою,

как чумой, как лихорадкой Эбола —

потому что ни клочка земли моей

более нигде на свете не было.

Акватинта

В шатком, бесцветном времени,

лязгающем, как трамвай,

в следующих годов марево убывая,

только не забывай меня,

только не забывай,

там, за слюдой дождя, в сутолоке трамвая.

 

Пусть за тобой искрятся

капли — алмазный прах.

Многие дни ещё вспомнятся

и приснятся.

Только не забывай меня,

из виду потеряв,

за поворотом лет, за кисеей

пространства.

 

Наше тепло пропало, выгорело, прошло.

Скоро уже дожди станут сырой

порошей.

Может, в штрихах её я промелькну

ещё —

даром ли по кольцу ходит вагон

продрогший,

вечный круг замыкая,

снежный срезая слой.

 

Так и пройдёт зима — в технике

акватинты,

тронув снегов пластины

холода злой иглой

и кислотой тоски вытравлена на цинке.

 

Пусть в ней сквозят давно стёртые

имена.

Пусть проступает в ней

тень, чьи шаги неловки,

пусть она шепчет тьме:

«Не забывай меня» —

под фонарём пустой,

стоптанной остановки.

Героическое

Герой всегда своей эпохе в масть —

герои потому отныне живы,

что славу обретают, не стремясь

рекордов ради рвать в забое жилы.

 

Герой на баррикаде не погиб,

когда массовка, жаждя жизни лучшей,

одних воров меняла на других

под хитрый гвалт гламурных революций.

 

Но под шумок он прикупил завод —

теперь он гость георгиевских залов.

То недорослей на митинги зовёт,

то блещет в шоу метросексуалов.

Он шествует — и льнёт подручных гнус

к его прикиду пафосного кроя.

Когда-нибудь в анналах Daily News

опишет летописец путь героя.

Уводит его торная тропа

в мираж на горизонте золотистом —

туда, куда пойдёт за ним толпа,

как стадо крыс

за гамельнским флейтистом.

 

Не преодолел пред небом страха…

Не преодолел пред небом страха,

но полезный навык приобрёл:

сплю внутри себя, как черепаха,

вижу сны, в которых я — орёл.

И всё безнадёжней, беспробудней

погружаюсь в сон, как высь пустой —

так и вся страна на нарах будней

спит ничком, но бредит высотой.

 

Столь ясна небесная обитель,

что ясней уже не может быть.

Лишь один малютка-истребитель

всё глядит, кого бы там убить.

Пролетел — и в колыбели синей

улыбнулась ранняя звезда

сквозь недолговечный реверсивный

зыбкий след, ведущий в никуда.

Холст

Видимо, движим суровым

инстинктом пола,

прах, оживляемый доблестью,

ищет поля,

честную смерть готовясь

принять как милость

в образе рыцаря.

 

Впрочем, обличье — мнимость.

Нет ни врага, ни валькирий,

кружащих топлес,

боли и гибели нет. Есть лишь прах

и доблесть.

 

Прочее — рельсы, холмы, облака и волны,

замок зазубренный на горизонте мутном,

сам горизонт, смазанный

мокрым утром —

зыбки, воображаемы, произвольны.

 

Всё в никуда — автострады,

просёлки, тропки.

Тащится в пекло фура, но всюду пробки.

Жизнь осыпается с воза клочьями

стога.

 

Строится башня.

Слепые бредут по луже.

Те, кто в себе обрести не умеют Бога

всё ещё тщатся встретить его

снаружи.

Все, кто надеялись, верили и хотели,

в жиже намерений не обрели опоры —

им невдомёк, что в единственном чистом поле

есть только прах и доблесть

на самом деле.

 

Им что ни птаха — ворон,

что пень — то плаха.

Сами они — химеры, придатки к фону.

В мире, где мало доблести, много праха:

он принимает — от страха —

любую форму.

 

Вымысел бедный подписью подытожен

Кончен пейзаж.

Персонажи готовы к бою.

Более холст никому ничего не должен —

или повинен перед одной любовью.

 

Радости здесь не наберёшь и горсти —

только и проку, что остаемся вместе

в поле, где рыцарь со смертью

играет в кости.

И ничего на кону за ним, кроме чести.

Слеза

Мне кажется, я прожил жизнь в снегу,

в пространстве белом, скрытом

ночью тёмной.

Пытаюсь вспомнить в роще

заметённой

зелёный сонм листвы — и не могу.

 

Я видел мир, на лёд стекла дыша,

покуда стужа ночь окон гранила.

Но мехом внутрь повёрнута, душа

под мертвым пеплом жар ещё хранила.

 

Как тысячи плетей секла метель —

и сквозь неё, дрожа, летел мой поезд

отчаянный, в котором я хотел

настигнуть в ад смещающийся полюс.

 

А вслед скользила вся моя страна,

не расставаясь со своею тайной

в беспамятстве, в бреду — обречена

на вечный сон в гробу зимы хрустальной.

 

Спят прадеды в полях забытых битв,

под настом чёрствым, только воем вьюги

оплаканы — за это, может быть,

нас Дант и поселил в девятом круге.

 

Глух сон долин, не помнящих травы.

И смутен вдалеке, как мысль о Боге,

огонь жилья, в котором спят волхвы,

из виду потеряв звезду в дороге.

 

Просторов этих отогреть нельзя —

и впредь здесь ни кристалла не растает.

Лишь оспину саднящую оставит

моя, на снег упавшая, слеза.