12-04-17

Политика

Давление снизу

Как выбирают мэров в российских городах

Одним из важнейших эффектов вынужденной либерализации политической системы России, начавшейся под давлением массовых протестов в столице, стала реабилитация местных выборов, в том числе на муниципальном уровне. Сегодня именно города, в которые сместилась политическая активность оппозиции, в значительной мере определяют собой состояние и темп процесса демократизации властных процедур. Этим самым развенчивается миф о том, будто протестные настроения видны только в Москве — на самом деле теперь практически любой областной центр может продолжить демократическую волну, возникшую в декабре.

Вообще, городские выборы в России часто становились ареной напряжённых политических дебатов, значимость которых выходила далеко за пределы той или иной точки на карте. Например, участие Бориса Немцова в выборах мэра Сочи стало одной из возможностей для оппозиционных сил изложить свой взгляд на Олимпиаду 2014 года, резко отличающийся от кремлёвского, и поставить ряд неудобных для власти вопросов относительно подготовки к играм, сохраняющих свою актуальность вплоть до сегодняшнего дня.

Города на самом деле имеют значение. Только за последнее время в двух из них — Тольятти и Ярославле — на выборах мэра победили оппозиционные кандидаты. Выборы в Астрахани закончились скандалом и повлекли за собой многочисленные акции протеста против фальсификации их результатов в пользу признанного победителем ­кандидата от (естественно!) «Единой России». Причём эхо этих локальных, казалось бы, событий моментально докатилось до Москвы, в значительной степени — из-за поддержки представляющего «Справедливую Россию» Олега Шеина такими разными фигурами, как Сергей Удальцов, Алексей Навальный, Игорь Кудрин и Владимир Жириновский, которые присоединились к требованию провести повторные выборы.

Но это, похоже, только начало. В ближайшие месяцы предстоят выборы мэров в Красноярске, Омске, Волгограде и Петрозаводске. Причём практически во всех этих городах наблюдается рост политической активности именно на протестном фланге — там, где «Яблоко» и Михаил Прохоров, который заявил о своем интересе к выборам в крупных городах в ближайшее время. Новость о том, что на должность мэра Омска будет, возможно, претендовать поддерживаемый Алексеем Навальным блоггер Илья Варламов, моментально облетела весь русскоязычный интернет. Причём весьма показательно, что сама подготовка к мэрским выборам в Омске привела к появлению любопытного механизма отбора кандидатов — тестовые праймериз сетевые.

Все это создаёт принципиально новую картину и открывает новые возможности для прихода к власти на низовом, локальном уровне, нового поколения политиков — если не полностью независимых от власти, то хотя бы держащих с ней определённую дистанцию. Важно иметь в виду, что демократические выборы мэров — это прямая угроза клановым системам, которые насоздавали для своего комфорта губернаторы. Именно они, а не федеральный центр, наиболее заинтересованы в продвижении своих кандидатов на уровень управления городами. И, соответственно, именно они, губернаторы, окажутся в роли главных проигравших, если выбор народа не совпадёт с их собственным, к чему во ­многих регионах есть прямые предпосылки. Некоторые из них уже начинают публично нервничать. Например, предложение астраханского губернатора Алексею Навальному убраться из Астрахани явно говорит о политическом неврозе и страхе перед неожиданной перспективой превращения Астрахани в одну большую Болотную площадь.

Едва ли Кремль рационально просчитывал сценарии, подобные астраханскому. Всё, что делает центральная власть, начиная с декабря, больше похоже на экспромт в состоянии глухой обороны. Кремль устами Дмитрия Медведева пытается привлечь на свою сторону муниципальные власти, предлагая закрепить за ними функции одного из фильтров для кандидатов в губернаторы, идущих на выборы. При этом Москве новые губернаторские проблемы парадоксальным образом могут быть даже в чём-то и выгодны. Легко найти сотни доказательств открытого недовольства и даже раздражения как Владимира Путина, так и Дмитрия Медведева своими же собственными назначенцами-губернаторами, многие из которых тормозят либо саботируют федеральные программы в регионах, имеют проблемы с правоохранительными органами, окружили себя малокомпетентными кадрами. И, что самое ужасное, утратили способность приносить Кремлю нужные цифры после подсчёта голосов на очередных федеральных выборах. Как пишет газета «Ведомости», по этим причинам не удастся удержаться на своих постах Олегу Чиркунову (Пермская область), Валерию Сердюкову (Ленинградская область) и Николаю Цуканову (Калининградская область). По мнению экспертов, отставки грозят и губернаторам Костромской, Брянской и Смоленской областей. Ранее пост главы Саратовской области покинул Павел Ипатов, ставший четвёртым ушедшим руководителем региона из тех семи, где список «Единой России» на думских выборах в силу непопулярности местных властей возглавили ­федеральные ­политики. На днях губернатор Подмосковья Борис Громов был заменен на Сергея Шойгу.

Теперь перспектива мэрских выборов будет снизу оказывать на губернаторов дополнительный прессинг. Эффект от этого может быть разный: от ослабления «губернаторских машин» до поляризации в масштабах всей России, в результате которой мы увидим, насколько внутренне разнообразна наша страна.

Но все эти перемены — к лучшему. Даже если они даются через конфликты, противостояние и политизацию городской жизни. У города должен быть политический руководитель, а не просто назначенный по принципу личной лояльности управленец. Потому что город — это не только инвестиции, проекты застройки территорий и далее по списку. А в первую очередь — пространство для жизни людей, которые достаточно образованы и социально активны, чтобы понимать свои права и сопротивляться манипуляциям. И если на нижегородском стадионе во время футбольного матча ОМОН на ровном месте наносит травмы игроку, то именно глава города должен найти и наказать виновных. Если в центре города средь бела дня полиция жёстко применяет силу против мирно несущих свои плакаты женщин, подростков и пожилых людей, то такую практику должен прекратить тоже глава города. Если нечто подобное происходит вне всякой связи с политикой — например, при подавлении акции защиты киноцентра «Рекорд», то граждане должны знать, с кого спрашивать за всё это. Другими словами, Нижнему, как и многим городам России, нужен выбранный, а не назначенный глава. Альтернатива этому — движение ко всё более провинциальному статусу и самоизоляция от новых форм социальной активности, которые делают современный город сообществом равных.

Андрей Макарычев