12-05-04
Общество
«Сталинобусы» докатились до Нижнего
В дни празднования 67-й годовщины триумфального окончания Великой Отечественной Войны город Нижний Новгород впервые влился в тематическую общественную акцию «Автобус Победы», проходящую на бывших просторах Советского Союза уже в третий раз.
Нижегородские координаторы акции — Евгений Долгополов, модно одетый юноша, которого можно принять за стандартного преуспевающего офисного менеджера, и более брутальный Алексей Лазаревич, руководящий местной ячейкой надпартийного общественного движения «Суть Времени» (руководит им, к слову, согласно Википедии, знаменитый театральный режиссер, геофизик и политик Сергей Кургинян). Главная цель региональных кураторов — вывести на улицы приволжской столицы как можно более многочисленные транспортные средства, украшенные парадными портретами генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина, — восполнив тем самым историческую несправедливость, заключающуюся в том, что в День победы личность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами официально не чествуется. Главной особенностью действа является народный и, более того, массовый характер сбора пожертвований на портреты Иосифа Виссарионовича. Официальный рупор «Автобуса Победы» — интернет-сайт Stalinobus.su. Доменная зона .SU означает «Советский Союз», «сталинобус» — «сталинский автобус». Главная страница заклеена разнообразными готовыми дизайн-макетами: пособиями для ускоренного нанесения образа генералиссимуса на любой вид отечественных автобусов. МАЗы, ЛИАЗы, ПАЗы. Здесь происходит и сбор пожертвований. Таким образом «Победа» означает Сталина, Сталин означает Победу, они становятся неразрывны.
Железная сталинская логика вызвала волнения на городском сайте НН.РУ, гражданские активисты которого одними из первых прослышали о пополнении парка политических автопередвижек: «А как будет со стоимостью проезда в тираномобиле?» Здешняя недоверчивая публика, приученная за последние полгода демократических выборов к «путинвагенам», — минивенам наружного наблюдения и звукоподавления на основе «Соболей», и «демокрабусам» — антивандальным ПАЗикам для переброски участников митингов в полицейские участки — задала городу серию окаянных вопросов, достойной скорее капитанского конкурса КВНа, чем патриотико-исторической мистерии.
Когда к началу мая состоялся пробный пуск первого нижегородского транспортного средства со Сталиным на борту, им стало наиболее скромное, бюджетное решение — маршрутное такси № 18 малой («двухоконный ПАЗик») вместимости, следующее с Мещерского озера в Верхние Печеры. Вопреки опасениям, что «сталинобусы» будто бы назначены морально-этически давить оппозицию на радость и утешение «кровавого режима», оказалось, что проект выглядит совсем не страшно. Сталин во всем белом. В здоровой руке он призывно сжимает кубок с красной жидкостью. Глаза прозорливо смотрят мимо зрителя. «Я пью ваше здоровье», — охарактеризовал бы процесс протестантский старик Воланд. Наш Верховный — человек восточный, деликатный: поднимает пышный витиеватый тост за здоровье советского народа-победителя, и прежде всего, как это, видимо, специально было уточнено для русских по автобусу, за здоровье именно русского народа. Изображение — нейтрально (не до конца, впрочем, понятно, как оно могло быть встречено в Чебоксарах, Саранске, Йошкар-Оле и других городах национальных автономий ПФО), широкие слои населения приглашены к братанию с правителем: как известно рюмка сближает, а патриотизм цементирует. Чтобы почувствовать единение с наличным государством, технология идеальна.
И в самом деле, идея акции объединила десятки тысяч человек из разных концов бывшего СССР и других стран мира. «Сталинобусы» увидели в Санкт-Петербурге в мае 2010 года на праздновании 65-й годовщины победы СССР над гитлеровской Германией. Последующие акции, приуроченные к 66-й годовщине Победы (май 2011 года) и 70-й годовщине Парада на Красной Площади 7 Ноября 1941 года (ноябрь 2011 года), охватили Москву, Санкт-Петербург, Волгоград, Иркутск, Омск, Киров, Уфу, Новосибирск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Тюмень, Читу, Томск, Калининград и основной зарубежный город русской воинской славы — Севастополь. В общей сложности организаторам акций удалось собрать на поклейку баннеров больше 2 млн рублей. «Из-за противодействия представителей власти и молчаливого саботажа руководителей некоторых рекламных агентств, — пишут устроители, — в ряде городов «сталинобусы» были сняты с маршрутов». Слухи о том, будто первый нижегородский борт «сломался» и ушел в парк через 30 минут после открытия маршрута, так и остались слухами.
Ранее в общей сложности больше 20 автобусов, микроавтобусов и троллейбусов, украшенных портретами Верховного Главнокомандующего смогли проехать по российским и украинским улицам, причем многие из них курсировали по улицам в течение месяца и более. И всюду «сталинобусы» встречали живейший отклик и широкую поддержку простых людей, как старшего поколения, так и молодежи, выражавших одобрение объективной оценке Советского периода Российской истории и личности руководителя страны..
Мы звоним Долгополову Евгению и Лазаревичу Алексею.
— Сталинобусы будут ездить до конца мая, — рассказывают они. — Их будет два; второй оклеивается сегодня. Остаток средств — на кошелек Яндекс.Деньги к 3 мая был собран 8821 руб. — будет передан на патриотические поисковые работы. На местах боевой славы.
Если у сталинобусов и есть сакральная, не раскрытая доселе в газетных публикациях, тайна («Сообщник разбойника Чжи его спросил: «Есть ли у разбойников свое учение?» — «Разве можно выходить на промысел без учения?» — ответил Чжи»), то она в том, что Путин бескомпромиссно занимает нишу «Сталин сегодня». Бессменный император, ориентированный на братание с широкими слоями патриотов (вроде специально обученных рабочих УралВагонЗавода), растворенный в государстве и не имеющий с него ничего, кроме народных проблем; утопающий в российском хаосе — и твердо верящий в Россию. Таких людей практически уже не делают — а значит, уцелевших надо ценить и пропагандировать. Похоже, шоу режиссера Кургиняна действительно высокого государственного уровня и класса и — это редкость в нашей стране — действительно, работает. Хотя с другой стороны, Путин и Сталин — совершенно разные типажи. Разная фактура, разный образ мышления, разные политические обстоятельства. В первую очередь, фактура, конечно.
P.S. В субботу, 28 апреля, ИА «Федерал Пресс» сообщило, что нижегородские «сталинобусы» были сняты с маршрута решением городской администрации. ПАЗики с изображением Сталина на борту сочли оскорбительными и настоятельно рекомендовали рекламным агентствам не заключать договор на оклейку «тираномобилей». В итоге, в Нижнем Новгороде «Автобус Победы» проездил всего полдня.
дословно
Режим Сталина притягателен стабильностью
Олег Кожевников,
историк, катехизатор Русской Истинно Православной (Единоверческой Церкви):
«В 2007 году я провел акцию. В один из дней рождений Сталина (подлинная дата неизвестна), в декабре, я купил четыре бутылки шампанского, сел на остановке «Университет» и предлагал выпить за здоровье генералиссимуса. Все улыбались. Никто со мной не выпил, но все улыбались. Вели себя позитивно. Все досталось мне, но зато я пообщался с людьми. Таким образом я отпраздновал день рождения Иосифа Виссарионовича. Чем притягателен режим Сталина? Безусловно, стабильностью. В то же время не покидает ощущение, что порядок сталинского режима является чем-то трансцендентным, вещью в себе. В истории нижегородской епархии записано, что с 1937 года по 1941 не было желающих стать нижегородскими епископами. В чем же дело? Митрополит Горьковский и Арзамасский Феофан (Туляков) 25 июля 1937 был арестован, помещён в спецкорпус Нижегородской тюрьмы и подвергнут пыткам — в частности, он находился в подвальной камере, которую заливали водой. В следственном деле Феофана практически отсутствуют рукописные протоколы (исключая стандартные анкеты). Единственный машинописный протокол, датированный 31 августа 1937, подписан владыкой (впрочем, существуют и сомнения в подлинности подписи). В нём архиерей признавал себя виновным «в создании фашистской организации на территории Горьковской области». В обвинительном заключении митрополиту приписывали и другие преступления — организацию пожара на салотопном заводе, шпионаж в пользу Англии. 21 сентября 1937 Особой Тройкой НКВД по Горьковской области. Порядок ли это? Чем так насолил рациональному государству 73-летний старик, чтобы его подвергнуть, на славу Родине, апостольским мучениям — непонятно».
Ритуальная защита и ритуальное нападение
Алексей Поднебесный, правозащитник:
«Сегодня Сталина полезно рассматривать прежде всего как символ. Он — часть политического и культурного контекста протестных общественных движений. Конфронтация вокруг этой фигуры «левых» и «правых», по сути ставшая ритуалом, крайне выгодна властям, потому что эффективно разобщает гражданских активистов: вместо реальных и общих дел на благо общего будущего, люди обсуждает свои и чужие мнения по поводу фактов прошлого. Это было особенно ясно на прошедшей Сахаровской конференции. Идеологические дискуссии отдаляют «левых» пассионариев — например нацболов — от более умеренных, более социализированных, юридически грамотных и влиятельных «правых». Разворачивается не дискуссия между «коммунистами» и «капиталистами», а ритуальная защита и ритуальное же охаивание одной и той же фигуры с предсказуемым результатом: народ, послушав, начинает игнорировать политиков, считая их горлопанами. Я думаю, поскольку фигура Сталина вызывает интерес, не стоит бояться на официальном уровне провести, например, научно-практическую конференцию в Нижегородской области. Чтобы научиться сотрудничать и думать. Почему нет?»
Сталиных по строю психики у нас 7–10%
Сергей Дресвянников,
руководитель Нижегородской соционической школы:
«С точки зрения соционики, «Сталин» — образцово-показательный логико-сенсорный интроверт. Это архетип царя-делателя, поэтому он приятен населению. Фактически мы видим поклонение медийному образу, а не личности. «Сталиных» по строю психики в Нижегородской области 7–10 процентов населения. Эти люди самой природой назначены на то, чтобы следовать по генеральной линии, не отклоняясь, наводить порядок «здесь и сейчас», в основном силовыми методами. В США такой способ бытийствования традиционно высмеивается за противодействие частной инициативе — например, капитан Харрис в «Полицейской Академии», герои Ли ВанКлиффа в вестернах Серджио Леоне. В России же народ ждет от власти наведения сакрального порядка, отражающего наше право на самоопределение — и более по сути ничего, причем порядка непостижимого досужим умом. В этом ряду и Владимир Путин, и Николай Первый, прозванный в народе Палкиным, официально именующийся, что любопытно, «незабвенный». На мой взгляд, народная любовь к Сталину полуофициально поддерживается (и частично спонсируется) на то, чтобы тандемом к ней расцветала народная любовь к Путину».
Вероника Щедрина