12-05-18

Политика

Особенности неофеодализма

Последние события говорят о хаотичности и концептуальной пустоте региональной политики «новой» российской власти.

Во-первых, в последние несколько месяцев был установлен абсолютный рекорд по замене губернаторов — около 20 из них лишились своей работы. Это показатель глубокого кризиса кадровой политики Кремля в отношении регионов. Особенно иронично смотрятся ситуации, когда администрация президента просто переводит губернатора из одного региона в другой (Николай Меркушкин, который 17 лет руководил Мордовией, теперь направлен возглавлять Саратовскую область). Уловить за кадровой чехардой какую-то логику практически невозможно. Власть говорит о модернизации, а на деле воспроизводит типично феодальные, средневековые практики «ручного» управления. Характерно, что губернаторов нынешней «новой волны» не только не выбирают и даже не наделяют полномочиями — им, как написало ИА «Росбалт», «передают» эти полномочия. Передали же Смоленскую область члену ЛДПР Алексею Островскому. Регионами, похоже, начали расплачиваться за политические договорённости.

Во0вторых, политологи до сих пор гадают, зачем нужно было назначать двух глав регионов (Краснодарского края и Северной Осетии) представителями президента в не признанных никем из серьёзных стран сепаратистских территорий — Абхазии и Южной Осетии. В обеих «республиках» действуют структуры нашего МИДа, и вот теперь параллельно посольствам возникают фигуры двух руководителей соседних регионов. Значит, в структуре отношений России с двумя бывшими регионами Грузии есть какие-то компоненты, которые МИД курировать либо не может, либо не хочет. Интересно, чем региональные начальники могут быть более полезными Кремлю, по сравнению с ведомством Сергея Лаврова…

Плюс на административном рынке постепенно проталкивается идея формирования корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока, которая, по замыслу её создателей, будет стоять и над регионами, и вне системы российского законодательства, регулирующего региональную финансово?экономическую политику. Вероятно, эта корпорация будет как-то по-особому работать с иностранными (и, прежде всего, азиатскими) инвесторами, предоставляя им некие льготные условия для бизнеса. Идёт ли речь об аренде больших участков земли или о природных ресурсах, пока — тайна за семью печатями. В Совфеде обсуждается и возможность формирования некого «особого» Арктического региона, который может включить в себя все территории заполярного Севера. Тенденция?

А ещё в СМИ появилась информация о подготовке к включению Волгоградской и Астраханской областей и Калмыкии в состав ПФО, а Ростовской области, Краснодарского края и Адыгеи — в состав Северокавказского округа. Опять же, рациональность такой перетряски структуры округов никто не осуждал, и сама идея носит, надо полагать, исключительно «кабинетный» характер.

То есть Путин и его команда недовольны как региональными элитами, так и самой структурой региональной политики. Кремль хочет что-то поменять, но пока не знает точно, что именно. И не знает, откуда брать новые кадры, которые, помимо компетентности, ещё были бы и полностью лояльны нынешнему режиму.

Андрей Макарычев