12-05-25

Политика

Эксперты или экс-министры?

Должности советников президента заняли не опытные профессионалы, а чиновники, нуждающиеся в трудоустройстве

Новый-старый президент снова остался без экспертов. Своими советниками Путин назначил отставных министров, не добившихся выдающихся результатов и не снискавших народной любви. Верные люди трудоустроены, а вот верные решения под большим вопросом. Короля играет свита. А президент — это эксперты, на опыт и специальные познания которых опирается глава современного государства.

Нет экспертов — будет смута

Это Платон мог позволить себе проектировать идеальное государство, которым правят мудрецы. А главе современного государства приходится принимать решения по очень разным вопросам. И нет такого мудреца, который заранее подготовился бы ко всем вызовам и получил бы соответствующий опыт. Поэтому президенты окружены опытными советниками, которых называют экспертами от латинского слова, как раз и означающего «опытный».

Задачи экспертов понятны и не меняются на протяжении столетий. Вот как описывал профессиограмму советника главы государства Пушкин устами Бориса Годунова, дающего предсмертные наставления наследнику престола:

 

«Советника, во-первых, избери

Надежного, холодных, зрелых лет,

Любимого народом — а в боярах

Почтенного породой или славой…»

«Главный по тарелочкам»

И сегодня к государственному эксперту те же требования. Во-первых, это по определению человек опытный, явно не молодой, признанный авторитет в своей специальности, добившийся успехов и признания профессионального сообщества, знающий все подводные камни и на собственном опыте испытавший все возможные решения. Именно такой советник заменяет собой целые институты и позволяет быстро принимать решения в сложных ситуациях, когда приходится учитывать множество переменных факторов. Кстати, именно большой личный опыт позволяет ему оставаться хладнокровными перед лицом серьезной угрозы, потому что он и не такое видал.

Во-вторых, с течением лет за экспертом закрепляется репутация главного специалиста в своей области, а часто он олицетворяет свою профессию. Мнение такого советника очень трудно оспорить, и политики, в том числе, оппозиция предпочитают не критиковать решения, предложенные экспертами. Поэтому такие решения воспринимаются как технологические, а не политические, без лишних споров поддерживаются элитами и в результате оказываются гораздо более эффективными, чем президентские или партийные предложения.

Наконец, в-третьих, эксперты обычно выступают и в роли публичных комментаторов, авторитет которых вкупе с четкими профессиональными аргументами убеждает самые широкие слои населения в правильности принимаемых решений.

Рембо или капитан. Dream Team?

Кстати о пиаре. Понятно, что почти всякому правителю — президенту, губернатору и даже мэру, хочется, чтобы народ видел в нем мудрого, компетентного и самостоятельного руководителя. Но это вовсе не значит, что надо рисовать образ Рембо, в одиночку воюющего во враждебных джунглях. Вожак команды лучших профессионалов, капитан Dream Team — тоже выигрышное амплуа. И авторитет Барака Обамы не страдает от того, что в Овальном кабинете постоянно кто-то из его советников.

Вспомните любой голливудский фильм о террористической атаке, о планетарной катастрофе или об инопланетной угрозе. Одним из главных героев обязательно окажется эксперт, которого или которую в срочном порядке доставили прямо к президенту молчаливые парни в черных костюмах. Причем если бы эксперта не нашли или вовремя не доставили, то развязка могла бы оказаться иной.

Да что там Америка. У нас свой опыт работы с советниками есть, и весьма успешный. В девяностых сразу несколько губернаторов опирались на экспертное мнение. В Нижегородской области Борис Немцов собрал лучших советников во главе с профессором Василием Козловым, и это помогло региону выжить и развиваться в тогдашних очень не простых условиях, да еще при полном отсутствии опыта политического управления у молодого губернатора.

Учебник не для президента

Знают ли кремлевские стратеги и кадровики о том, какую роль должны играть государственные эксперты, и кого надо назначать на эти должности? Знает ли Путин, который на пару с Медведевым долго, до крайнего отведенного Конституцией срока работал над структурой и составом правительства, а заодно и готовил решения о назначении увольняемых министров своими советниками и помощниками?

Конечно, знают. Это ведь не секрет. Работе с экспертами учат в вузах будущих менеджеров государственного и муниципального управления.

Почему же тогда в Кремле не используют этот ресурс? Кому-то не приятно признавать, что специалисты в своих областях знают больше, чем глава государства? Или есть опасения, что эксперты подскажут действительно эффективные решения, и тогда не останется места чиновничьему интересу? Или не хочется работать с независимыми профессионалами, которые не будут расшаркиваться, повторяя нараспев «Сир, вы прекрасны!», и которым есть, куда пойти, и кроме госслужбы?

Не ждите от меня ответов на эти вопросы, потому что я эксперт в другой области.

ИВан Юдинцев