12-05-25
Экономика
Слово в защиту бизнеса
Премьера. «Новая» в Нижнем» предложила нескольким бизнесменам стать колумнистами. В этом номере — первый такой опыт одного из основателей движения «Торговые люди», владельца рекламного бизнеса и сети общепита.
Будем честными. В сознании большинства наших уважаемых сограждан положительного образа предпринимателя не существует. И предпосылок к изменению подобного отношения, к сожалению, нет. Мне всегда было интересно, откуда берется негатив к людям, которые действительно очень много и кропотливо работают, создают продукты и услуги, необходимые и востребованные населением. Продолжая при этом считать бизнесменов кровопийцами, спекулянтами и трутнями.
Ни для кого не секрет, что все мы родом из СССР, где «предпринимательской свободой» считалось заключение под стражу, а в некоторых случаях и лишение жизни особо успешных представителей бизнес-сообщества того времени. Тем не менее, практически каждый советский человек пользовался предложениями коммерсантов того времени и, потуже затянув ремень, покупал американские джинсы и югославскую дубленку, польскую косметику и итальянские колготки. Спрос намного превышал предложение, и, естественно, находились смельчаки, которые этот спрос удовлетворяли. Но что удивительно, услугами этих людей пользовались, но их презирали и ненавидели, при этом получая несравненно более высокий сервис и ассортимент товаров, чем у государственных продавцов.
Прошли непростые годы первоначального накопления капитала, в которые наши герои-фарцовщики обрели официальный статус бизнесменов, удовлетворяя все более возрастающие потребности народонаселения России. Предприниматели построили магазины, кинотеатры, торговые центры, автосалоны, трудоустроили огромное количество соотечественников, дали работу орде чиновников и полчищам созданных проверяющих бизнес организаций. При этом давайте не забывать, что в наше, как нам любит говорить государственное телевидение, «счастливое время стабильности и всеобщего благоденствия» прибыли существенно снизились по сравнению с «лихими девяностыми», где математика бизнеса была проста — привез, умножил на 3–5, продал. Качество и сервис неизмеримо возросли в условиях постоянной конкуренции. А уважения со стороны потребителя как не было, так и нет.
Скажите, уважаемые читатели, какие чувства вас посещают, когда по необходимости вам надо соприкоснуться с системой государственного администрирования — будь то получение какой-либо справки или подача жалобы на сломанный лифт или переполненный мусорный бак у подъезда? Не удивлюсь, если вы честно признаетесь, что это стресс, а зачастую просто плюете на те же жалобы, поскольку знаете на собственном опыте, что ничего сделано не будет. Нынешний бизнесмен живет в таком нервном напряжении постоянно, поскольку кроме пресловутой «вертикали власти» ему ежедневно приходиться сталкиваться с практически карательными отрядами проверяющих организаций, ворохом регламентирующих документов, которые написаны чиновниками очень далекими от реального сектора экономики, и другими напастями, связанными с неослабевающим «оком государевым», присматривающим за бизнесом. При всем этом он должен делать хороший и качественный товар или услугу, востребованные у потребителя, нести ответственность за свой коллектив, иначе он разорится сам и оставит без работы людей, трудящихся у него.
Несомненно, вы можете сказать, что предприниматель сам выбрал такую стезю, и будете совершенно правы. Но давайте все же осознаем, наконец, что бизнесмен в современной России — такой же человек труда, как рабочий, врач, учитель, инженер, ученый. И его профессиональная деятельность — это созидание, а не жажда наживы. За предпринимательским сообществом развитие России, и очень хочется, чтобы как можно больше людей начинали заниматься бизнесом во всех отраслях, чувствуя при этом, что государство и сограждане их уважают и готовы к полноценному партнерскому диалогу. Когда я разговариваю с молодежью, часто слышу: зачем мне свое дело, пойду в силовые и другие ведомства, которые бизнес «кошмарят», и буду жить лучше, чем коммерсанты.
И глядя на то, что показывают с экранов телевидения и кто «герои нашего времени», понимаешь, что без идеологии экономических свобод все мы так и будем заложниками особо предприимчивых чиновников и силовиков.
Могу сейчас набросать пару-тройку вдохновляющих, но от того не менее честных лозунгов.
Давайте вместе делать Россию цивилизованной страной.
Давайте вместе влиять на уважительное отношение друг к другу.
И если завтра, уважаемый читатель, ты окажешься в рядах тех, кто регулирует или проверяет бизнес, надеюсь, ты не станешь заложником нынешней системы и отнесешься к предпринимателю так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе.
Вообще, требуется много времени, чтобы у нас зародился класс людей, которые с уважением будут относиться к чужому труду, чужой частной собственности, правом другого мыслить неординарно и независимо. И именно предприниматели первыми осознают подобную необходимость. Многие из них делают все необходимое для того, чтобы завтра мы могли чувствовать себя хоть немного комфортнее в нашей стране.
А другого выхода у нас и нет, думается мне.
Максим Маткин