12-06-04
Экономика
Зачем Россия ВТО?
Тезисы и антитезисы по мотивам специально собранного форума, прошедшего на Нижегородской ярмарке
В последнее время только и слышишь: космос, Минин, ВТО. Ну, с космосом ясно — не каждый день частные космические корабли стыкуются с МКС. С Мининым тоже, вроде, понятно — его совершенно случайно «раскрутили» «единороссы», самозабвенно занимающиеся пиаром и придумывающие национальную идею. А вот с ВТО сложнее. Несмотря на то, что Россия становится членом всемирной торговой организации буквально завтра, а точнее — 3 июля, большинство нижегородцев на вопрос «Знаете ли Вы, что такое ВТО» продолжает лепить самые невероятные версии. Гран-при чуть не взяла бабушка, которая, не моргнув глазом, заявила, что ВТО — это «всероссийский какой-то отряд», но уступила мужчине средних лет, который отрезал: «Конечно, знаю, у меня уже есть». Так что проведение на Нижегородской ярмарке форума, посвященного ВТО — в конце мая — было в общем-то нужно. Но как это обычно бывает, превратилось в какое-то невероятно затратное мероприятие с непонятной целевой аудиторией.
Уверена, что ни та бабушка, ни тот мужчина так и не узнали, что такое ВТО. Но это и хорошо — лучше будут спать и меньше вопросов задавать. Потому что, если по нелепой случайности, знаешь, что же это такое, то уснуть не получится. Впрочем, судя по физиономиям министров и председателей торгово-промышленных палат разных регионов, они высыпаются. Может, потому, что сами ничегошеньки в ВТО не понимают.
Кстати, Нижний Новгород для проведения форума был выбран неслучайно. «… Это город со старыми купеческими традициями и современной деловой хваткой, столица области, утроившей за последние годы местный бюджет. За 2010–2011 годы область в два раза увеличила ассигнования на поддержку малого и среднего бизнеса; в регионе активно реализуются программы создания бизнес-инкубаторов и технопарков», — говорится в официальных анонсах. А министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза добавляет: «Нижегородская область максимально выбирает средства из федерального бюджета. В этом году федерация уже удовлетворила 11 наших заявок, в то время как другим регионам разрешили представить только 10. А сейчас мы готовим еще и двенадцатую, и уверен, что ее тоже удовлетворят, потому что интересы региона лоббирует лично губернатор». Получается интересная картина: накануне вступления в ВТО, которое, если верить чиновникам, призвано повысить благосостояние россиян и обогатить нашу экономику, регионы пытаются лихорадочно выкачивать деньги из федерации, видимо, чуют скорые траты. Не на модернизацию ли?
Но вернемся к форуму. На нем так же мало говорили по существу, как и на всех прочих, вот только гости были состоятельнее, а столы — богаче. В самой теме никто ничего не понимал, но все хвалили друг друга за «готовность модернизироваться», а журналистам говорили, что вступать надо, только аргументов практически не приводили.
Хотя заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития России Андрей Медведев все-таки привел — сказал, что после вступления у нас опять появится грузинское вино, ведь Грузия тоже тот еще член. Прекрасно, стоило ради этого экономику страны перестраивать.
Член президиума правления ТПП РФ, генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков заявил, что «предпринимателям стоит оценить самих себя с точки зрения конкурентоспособности». Ему же принадлежат и эти слова: «ВТО совершенно точно дает и «плюсы», и «минусы». В числе очевидных «плюсов» — возможность модернизировать свой бизнес, выйти на новые рынки, расширить производство, организовать новые рабочие места. В числе «минусов» — наша нередко неконкурентная продукция и не везде подготовленные регионы».
А теперь вопрос: зачем малому предпринимателю, который булочки печет или визитки печатает, международный рынок? А таких предпринимателей у нас, кстати, большинство. То же относится и к среднему бизнесу, который после 2008-го еще не очухался, а тут ему под ребра перо с дарственной гравировкой «не плачь, не бойся, модернизируйся, расширяйся».
Министры всех уровней кормят обещаниями, что со вступлением в ВТО у нас появятся новые рабочие места, но при этом разговаривать с журналистами соглашаются только по заранее подготовленным и отправленным им вопросам. Вероятно, боятся, что у них спросят, что станет с большинством наших предпринимателей, ведь новые пять рабочих мест появятся вместо пяти тысяч старых, которые давали наши предприниматели.
ВТО совершенно не предполагает открытия крупного иностранного производства на территории РФ, ибо это торговая организация, а не промышленная. Те, кто хотел прийти к нам, уже пришли, их и до ВТО принимали с распростертыми объятиями, как дойных коров. А ВТО предполагает только усиление товарообмена между странами, а что мы можем предложить?
Совершенно очевидно, что пищевая промышленность у нас слабая, что наши яблоки и огурцы Европе не нужны — она давно уже питается пластиком, который выглядит намного красивее натуральных продуктов. Да и не хватит у нас на них корнеплодов с овощами — сами давно едим турецкий картофель и египетские томаты. Кстати, и Турция, и Египет являются членами ВТО с 1995 года, что дает основания полагать, что после 3 июля генномодифицированной дряни у нас станет только больше. Что касается молока, то тут мы тоже в аутсайдерах, ибо сегодня один только Китай может снабжать высококачественным молоком все ВТО, а куда не дотянутся его руки, там на прилавках будут стоять кувшины прямиком из Нидерландов, небольшой страны с большими запасами молока. Мы даже мясо конкурентоспособное предложить не можем. А уж это настоящая боль, потому что мясное животноводство — единственная отрасль сельского хозяйства, которую вообще стоило бы развивать в нашей стране. Если приличный урожай можно вырастить только на Кубани, то приличный скот можно было бы вывести в 60% регионов страны, но вместо этого в ресторанах мы заказываем австралийскую или американскую мраморную говядину, потому что у нас ее просто не умеют выращивать. И неужели кто-то здесь думает, что нежные европейские или не такие уж и нежные азиатские желудки будут переваривать нашу сухую и жилистую шахунскую буренку?
Так что же мы можем предложить?
Впрочем, я чуть не забыла о людях. Наши специалисты вполне возможно будут востребованы за рубежом, и мозги потекут не в США, а в Европу или на Филиппины. Сомнительный такой «плюс».
Накануне выборов в Госдуму теперь уже депутат Андрей Макаров обещал нам потребительский рай: мол, после вступления цены на заграничные машины и технику упадут вдвое, а наши предприятия на плаву удержит государство. Теперь что-то и он примолк.
Экономисты прогнозируют появление большого числа новых скрытых препон, которые не позволят русскому человеку собственными руками топить ГАЗ, ВАЗ и ПАЗ. Впрочем, объективных причин, по которым эти предприятия все же выживут в новых условиях, я лично не вижу. Да и сами представители исполнительной власти, видимо, тоже, иначе не было бы у нас такого количества программ поддержки отечественных производителей и предпринимателей.
Вот и на форуме целая секция называлась «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства России — приоритеты и перспективы развития в условиях ВТО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». Это говорит о том, что сама страна уверена в абсолютной неконкурентоспособности своих бизнесменов. Как же так случилось?
Кто-то говорит, что во всем виноват длинный период плановой экономики, но с каждым годом эта версия все больше теряет свои позиции. После Второй мировой страна восстановилась за каких-то 12 лет, а сегодня мы никак не можем собраться в кучку после того, что произошло практически в прошлой жизни. К тому же опыт того же Китая показывает, что из плановой экономики есть выход, причем не куда-нибудь, а на самый что ни наесть международный уровень.
Интересный факт: сегодня от продажи только мягких игрушек Китай ежегодно получает 18 млрд долларов — почти столько же, сколько Россия выручает от экспорта нефти. Мы — люмпены с тщедушной экономикой.
Первым о модернизации всерьез заговорил президент Дмитрий Медведев, но его попутал бес, и он добавил дурацкое слово «инновация», которое наши руководители поняли по-своему, и все полумертвые предприятия обзавелись сайтами, а их директора — твиттерами, на что и ушли деньги, выделенные на модернизацию.
Словом, за шесть лет все только сделали вид, что модернизировались, а завтра уже ВТО, и наши предприятия ни черта не успеют. А значит, впереди разорение большей части предприятий и предпринимателей. Так зачем мы такие ВТО? А затем, что поначалу мы будем являться новым рынком сбыта самых разных, и не всегда качественных, продуктов. (Россияне любят покричать о патриотизме, но в супермаркетах предпочитают покупать брендированную красиво оформленную дрянь, а читать этикетки мы пока не научились.) Затем, когда большинство предпринимателей, несмотря на поддержку государства, обанкротятся и в стране установится чуть ли не повсеместная безработица, мы будем представлять собой огромный рынок дешевой рабочей силы. А потом придется распродавать землю, потому что у нас ее много, а денег мало.
Но это будет потом, а пока на форуме, посвященном вступлению России в ВТО, министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Лабуза рассказывает, как регион станет туристической Меккой, как к нам будут прилетать англичане с французами и оставлять по семь тысяч рублей в сутки в арзамасских и ардатовских гостиницах.
Вероника Щедрина