№71 (1919), 29.06.2012
Спорт
Украинские уроки
В Нижнем Новгороде недавно прошли два международных события, имеющих прямое отношение к большому спорту. В нашем городе состоялся чемпионат Европы по художественной гимнастике. А еще нас посетила комиссия ФИФА на предмет знакомства с возможностями принять у себя матчи Чемпионата мира по футболу 2018 года. Областные и городские власти, конечно, чрезвычайно довольны и тем, и другим, однако пока поводов для стратегического оптимизма не очень много.
Руководитель департамента FIFA по организации чемпионатов мира по футболу Юрген Мюллер и заместитель губернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский
Во-первых, турнир по художественной гимнастике стал для Нижнего упущенным шансом по-настоящему заявить о себе в масштабах всей Европы (пусть и спортивной). Да и сам-то город, по моим наблюдениям, узнал, что у нас пройдёт такое неординарное событие, только ближе к самому маю, когда на улицах были расклеены соответствующие афиши. В Старом Свете этот турнир вообще прошёл незаметно, что стало следствием неумения наших властей выгодно подавать (на их языке — пиарить) наш город за пределами России. Находясь последние месяцы в Германии, могу засвидетельствовать, что ни одного упоминания о том, что Нижний ждёт спортивных туристов к себе в гости, мною замечено не было — а это крупнейшая страна Евросоюза, причём весьма лояльно настроенная к РФ. У России есть немалая инфраструктура присутствия по всему миру — культурные центры, «русские дома», совместные проекты с иностранными партнёрами и прочее. Регионам просто надо научиться её использовать. Москва этого за нас точно не сделает.
Крупные спортивные события раскручиваются задолго до их начала, а не накануне. Это же так очевидно. Поэтому если, как сказал кто-то из нижегородского Кремля, чемпионат по гимнастике был репетицией чемпионата по футболу — она оказалась не слишком успешной.
Во-вторых, об ожиданиях на 2018 год. Некоторые иностранные эксперты, с которыми я общался в последнее время, прямо заявили, что у Нижнего нет узнаваемого международного бренда и с чем-то хорошим наш город в мире ассоциируют очень немногие. А ведь больше 20 лет уже прошло после его открытия. Представьте, если бы, например, в Германии город, претендующий на третье по значимости место в стране, испытывал трудности с узнаваемостью (и даже с произнесением своего имени) за пределами страны. Например, Франкфурт или Мюнхен. Смешно, правда?
Конечно, областные власти надеются, что матчи футбольного чемпионата помогут нам в плане имиджа. Однако нужно помнить, что глобальные спортивные события могут как дать импульс развитию города (как это случилось, например, с Барселоной или Турином), так и стать предвестником беды (Афины). Но нам ближе опыт городов Украины, соорганизаторши Евро-2012. Деньги на новые стадионы были потрачены огромные, а эффект в плане международной рекламы и репутации городов получился нулевой, если не негативный.
По всей Германии накануне футбольного чемпионата прошёл документальный фильм «Второй Челси», где в течение полутора часов рассказывается о команде «Шахтёр» на фоне всех бед Донецка вместе взятых — ностальгии по прошлому, бедности и необустроенности быта, технологической отсталости, коррупции во власти, цинизме чиновников и т.д. Этот безрадостный фильм — урок для всех российских городов-претендентов на мировой чемпионат: они в течение шести лет будут объектами очень пристального (и не обязательно стопроцентно дружелюбного) внимания журналистов, фотографов и, возможно, кинодокументалистов со всего мира, и нет никакой гарантии, что их взгляд нас обрадует. Выдержат ли наши города, включая Нижний, такую открытость — большой вопрос. Рекламными роликами о мальчике, мечтающем о большом футболе, здесь точно не отделаться.
Украинский опыт наталкивает ещё на одно размышление: если начнутся политические конфликты со странами Запада, нам не избежать негативной информационной кампании, выиграть которую будет невозможно. После того, как из-за дела Юлии Тимошенко большинство европейских политиков решили не приезжать в Украину, началась настоящая «война слов». Парламентарии, ссылаясь на тургентства, стали распространять информацию о заоблачных ценах в украинских гостиницах и о том, что подавляющее большинство немецких туристов, даже отправляясь на матчи в Украину, предпочитают возвращаться в польские отели. Им вслед электронные масс-медиа пестрили заголовками, типа «Футбол в Украине станет праздником для политиков и проституток». Не уверен, что люди, вкладывавшие большие деньги в гостиницы и стадионы, сильно обрадовались такому повороту событий, в результате которого надеяться на эффект от инвестиций с точки зрения туризма уже не приходится. Вывод для России вполне определённый: в связи с целой чередой глобальных спортивных событий по всей стране (помимо футбольного чемпионата в 10 городах, это и Универсиада 2013 года в Казани, и Олимпиада 2014 года в Сочи) в России появились влиятельные группы (в том числе и регионального происхождения), чрезвычайно заинтересованные в максимально тесных отношениях Кремля со странами Запада. Им не нужны ни новые «Мюнхенские речи» национального лидера, ни его сравнения с Александром Лукашенко, ни «списки Магнитского», ни другие факторы, которые свидетельствовали бы о раздражении нашей страной в мире. Хочется верить, что их голос будет услышан.
Андрей Макарычев