12-06-29
Политика
Выборы как предчувствие
Михаилу Бабичу предстоит сконструировать в Нижегородской области альтернативный центр политического влияния
Реанимация прямых губернаторских выборов заставляет полпредов снова выстраивать в каждом регионе систему сдержек и противовесов. В Нижегородской области первой приметой конструирования Михаилом Бабичем альтернативного центра политического влияния стало возвращение Романа Антонова.
Урок послушания
Когда десять лет назад из Москвы в семи направлениях полетели официальные представители Владимира Путина, их главные задачи были ясны и особо не скрывались. Во?первых, надо было сшить страну, буквально расползавшуюся по швам. То есть аккуратно, что называется, в режиме ручного управления, снизить температуру кипения суверенных амбиций в региональных кастрюльках, чтобы крышка не дребезжала и варево за край не выплескивалось. Кое-где пришлось побороться даже с такой экзотикой, как подобие таможенных постов на границах регионов. Но больше всего первому приволжскому полпреду Сергею Кириенко довелось повозиться с непотопляемыми вождями нефтяных республик, хотя в итоге с ними нашлось понимание на основе серьезных управленческих компромиссов.
Во?вторых, надо было унифицировать региональное законодательство, привести его в соответствие с федеральным. И это была вовсе не техническая работа. По сути речь шла о воспитании представительных органов государственной власти, а ведь некоторые законодательные собрания в девяностые вели себя даже более независимо, чем губернаторы.
Так что параллельно с обрубкой веток и сучков с древа закона, надо было провести селекцию депутатского корпуса, выпестовать на местах новое поколение народных избранников. К сожалению, ради решения этой задачи полпредам пришлось отказаться от мечты о политическом классе. Хотя бы потому, что если в представительных органах заседают не профессиональные политики, а сами собственники бизнеса и топ-менеджеры, то такие депутаты, которым есть что терять, оказываются куда более сговорчивыми.
Ходырева нам не простили
Наконец, в-третьих, полпредам первого призыва поручалось выстроить вертикаль государственной власти, то есть, по существу, найти управу на всенародно избранных глав регионов. Надо было выстроить такую систему сдержек и противовесов, чтобы даже самые популярные губернаторы и президенты (этим словом тогда еще разрешалось называть не только Путина) ходили на поклон в московский Кремль и дружно прогибались при виде желтых штанов.
Только вот здесь-то как раз что-то не сработало. Региональные лидеры, опиравшиеся на поддержку большинства избирателей, федералам козыряли исправно, но решения принимали вполне самостоятельные. А некоторые политики даже позволяли себя выигрывать выборы, не получив на то полпредского согласия.
После того, как нижегородцы выбрали своим губернатором Геннадия Ходырева, ясно высказавшись в том смысле, что лучше возврат к советскому прошлому, чем утверждающаяся власть чиновников со свойственными этой власти коррупцией и некомпетентностью, даже Сергей Кириенко не мог больше сопротивляться вызревавшей в федеральном центре идее отказа от губернаторских выборов.
Полпредство из гербария
И неизбежное случилось. Глав регионов стали присылать из Москвы, сохранив только видимость согласования кремлевских кандидатур послушными заксобраниями. А полпредства фактически утратили политическую функцию. Потому что губернаторы, выпросившие свое назначение в кремлевских кабинетах, ездят отчитываться в эти самые кабинеты, и никакие иные контролеры больше не нужны.
Дошло до того, что заговорили о целесообразности сохранения института полпредов как такового. И, наверное, так и решились бы на постепенное засушивание этого экзотического вида политической флоры. Если бы в декабре 2011?го люди не вышли на улицу.
Испуганная власть сгоряча пообещала вернуть прямые губернаторские выборы. И хотя попозже одумалась и ввела фильтры и еще кое-какие рогатки, а только даже на самого что ни есть партийного и системного главу региона, прорвавшегося к власти через всенародные выборы, все равно придется искать управу. А это значит, что полпреды нужны, и им придется в каждом регионе выстраивать систему сдержек и противовесов. Что, собственно, они уже и начали делать.
Облачко на горизонте
Не успели еще региональные депутаты проголосовать за обновление законов о выборах губернаторов, а их федеральные коллеги — за поправки, возвращающие прямые выборы мэров, как повсюду началась политическая возня, и полпреды замечены в участии в этом шевелении элит.
В Нижнем Новгороде первой приметой начавшегося движения стало возвращение в регион Романа Антонова. Бывший парламентарий, игравший в одной команде с Александром Хинштейном и Вадимом Булавиновым, теперь призван на госслужбу и возвращен в окружной центр полпредом Михаилом Бабичем. И это, понятное дело, воспринято нижегородской элитой именно как знак. После политического штиля даже само назначение Антонова уже рассматривается, как то самое облачко на горизонте, которое может улетучиться, а может оказаться предвестием урагана.
И здесь надо отдать должное Михаилу Бабичу: намек на то, что отныне полпредство снова будет влиять на расклад сил в регионе и что время одного центра политического влияния прошло, получился очень убедительным. И хотя региональная элита по-прежнему смотрит на губернатора преданными глазами и почти не мигая, уши у многих зашевелились и настроились на шорохи в коридорах полпредства.
Иван Юдинцев