12-08-24

Среда обитания

Деградостроительство

Площадь Горького опять под прицелом девелоперов

Театр — вместо парка имени А.С. Пушкина, кабак — вместо трех десятков елей в Александровском саду, торговый центр — ценой сквера на площади Горького… Лихость и напористость, с которой идет разорение знаковых для Нижнего Новгорода мест, по правде говоря, вызывают оторопь.

Управление по госохране не возражает

В начале апреля вблизи памятника Валерию Чкалову и знаменитой Чкаловской лестницы началось выкапывание многолетних елей и их перевозка для высаживания около Печерского монастыря. Шесть из них сегодня там и стоят — уже мертвыми.

Есть поступки, которые априори являются неприличными. Пожалуй, именно такими следует считать действия чиновников, разрешившие пересадку деревьев для расчистки участка под строительство очередного питейного заведения с парковкой на 15 мест. Подобного, без преувеличения, варварства не следовало бы допускать нигде в городе, а уж в границах объекта культурного наследия, коим является Нижегородский откос, — и подавно. Наверное, произойти такое может только в стране, где власть не считает себя обязанной своему народу, но при этом чиновники повсеместно обязаны друг другу.

Рабочие, проводившие работы по пересадке (а фактически — уничтожению!) елей из Александровского сада, невозмутимо демонстрировали журналистам и экологам разрешительные документы, под которыми стоит подпись в том числе руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области В.Ю. Хохлова. Цитируем: «Управление не возражает против пересадки зеленых насаждений в количестве 28 экземпляров с территории земельного участка по Георгиевскому съезду, находящемуся в аренде у ООО «Альтиус», на территорию Печерского Православного парка, предполагаемого к созданию религиозной организацией Нижегородской Епархией Русской Православной Церкви»… А теперь все тот же В.Ю. Хохлов в числе прочих начальников должен быстренько обеспечить выполнение чиновничьего решения, которое фактически угрожает сохранению сквера на площади Горького. «В срок до 10.08.2012 подготовить заключение по вопросу о необходимости внесения изменений в Постановление Правительства Нижегородской области от 30.03.2010 № 166 в части изменения режима использования земельного участка, занимаемого сквером им. А.М. Горького…», — «рекомендует» ему заместитель председателя инвестиционного совета, замгубернатора Дмитрий Сватковский. Точно так же главе администрации Нижнего Новгорода Олегу Кондрашову «рекомендовано» начать процедуру по внесению изменений в городской реестр озелененных территорий, чтобы исключить из него вышеназванный сквер.

«Мы были правы»

Многоуровневый торгово-развлекательный центр «Модная площадь» — вот что, по замыслу застройщика и при одобрении чиновников, должно появиться под землей в границах площади Горького. С реализацией этого проекта горожанам сулят также подземную парковку и сеть подземных переходов, обеспечивающих безопасную доступность между прилегающими к площади улицами и станцией метро «Горьковская». При этом зеленые насаждения в сквере, в том числе ценные породы деревьев, оказываются под угрозой уничтожения.

— Это ведь не первый случай покушения властей на этот сквер, вы же помните?

– Я был тогда студентом, – вспоминает о событиях конца 80-х выпускник нижегородского пединститута Альберт Юсупов. – Сижу однажды в «читалке», а туда врывается парень с истфака и кричит: «На площади Горького сносят сквер, кто против — айда на демонстрацию!». Мы толпой выбежали, к нам присоединились еще ребята. Прошли с лозунгами по Покре. Потом нас пригласили в администрацию города и нам сопливым студентам основательно объясняли, что все просчитано, что сносить будут не весь сквер, а только его нижнюю правую треть (до сих пор помню этот отрезок на схеме сквера). А мы что?.. Мы же на эмоциях были, ни фактов ни аргументов… Вышли как побитые котята. А потом… Произошло то, что во многом повлияло на мое отношение к миру. Меня как участника этой демонстрации вызвали в деканат, и наш декан Валерия Васильевна Смирнова (Царство Ей Небесное!) вместо того, чтобы меня отругать за эту «антиправительственную» выходку, сказала только: «Вас отругали, как детей, а вы и руки опустили. Начатое надо доводить до конца». И после этого я снова вышел на площадь Горького. Там уже инициативные ребята рядом с памятником Максиму Горькому поставили палатки. Дежурили в них круглосуточно. Собирали подписи. Разговаривали с людьми. Помню, что была информационная блокада в СМИ. Но мы сидели, сидели по очереди, бегали на занятия. Когда администрация поняла, что народ не уйдет, были убраны бетонные блоки, уже поставленные, чтобы начать стройку… Прошло уже много лет. И сейчас я частенько слышу разговоры, что, если бы не те события, давно бы уже построили и метромост, и метро бы было в верхней части… Но я от своего поступка не отказывался и не откажусь. Я уверен: мы были правы.

На дне

Решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31.08.1993 года за № 288 сквер на площади Горького получил статус объекта культурного наследия регионального значения, что ставит его под охрану ФЗ № 73.

— На памятниках, какими бы они ни были, закон предусматривает только такие виды работ: ремонт, реставрация, консервация и приспособление под современное использование, — поясняет аттестованный министерством культуры РФ эксперт, лауреат Премии Нижнего Новгорода в области краеведения Алексей Давыдов. — Все остальное — установление каких-то там «режимов» — как говорится, от лукавого. Режимы, которые были установлены региональной властью на парк имени Пушкина, на Александровский сад, сквер на площади Горького и так далее, — нелегитимны. Корень проблемы я вижу в следующем. Если прежде прерогатива постановки на охрану объектов культурного наследия принадлежала законодательной власти, что было правильно, то теперь эти полномочия переданы органам исполнительной власти. Появился какой-нибудь толстосум — меняется режим. Наглядный пример, к чему это приводит, — изуродованная набережная, которая, почему-то все забывают, частично попадает в охранную зону нижегородского кремля. Еще один яркий пример — строительство гостиницы возле Сормовского собора.

Подчеркивая достаточно корректное поведение инвестора «Модной площади», заказавшего специалистам проект обеспечения сохранения культурного слоя на территории строительства, входящей в границы исторического центра Нижнего Новгорода, Алексей Давыдов отмечает, что никакое капитальное строительство здесь невозможно в принципе, поскольку это запрещено законом. А говорить о нем как о приспособлении памятника под современное использование неуместно, ведь в этом случае все проектные и строительные работы должны выполняться организациями, лицензированными Минкультуры РФ.

Заслуженный архитектор РСФСР, почетный член Российской академии архитектуры Вадим Воронков, комментируя «одобрямсы» чиновников на строительство «Модной площади», назвал это решение грубой градостроительной ошибкой. Архивные данные свидетельствуют о том, что на месте площади когда-то находились овраги. Дно было заболочено. Частично его занимали пруды, в которые упиралась улица Большая Покровская. Овраги засыпали в XIX веке, территорию замостили булыжником, и здесь, к слову, развернулся один из городских рынков, с чем и связано тогдашнее название площади — Новобазарная. Таким образом, напоминает Вадим Васильевич, гидро­геологические условия для строительства на этом месте архисложные, что, естественно, ведет к значительному удорожанию проекта. Хорошим примером того, к чему может привести игнорирование вышеупомянутых обстоятельств, является казус недавно возведенной Казанской церкви, которую речка Почайна постоянно заливает водой. А ведь вроде бы все должны были предусмотреть. К тому же, напоминает архитектор Воронков, градостроители должны ставить себе цель по возможности разгружать городской центр, а не наоборот, тем более что необходимость в очередном торговом центре в исторической части города явно надуманна.

— Градостроительные решения принимаются келейно, без учета культурно-исторической специфики, мнений настоящих специалистов и горожан, — считает нижегородка Вера Горинова, историк. — Этим порождена и практика точечной застройки, которая в других городах-миллионниках уже попала под запрет, а у нас по-прежнему процветает. Свежий пример — строительство десятиэтажки на Почтовом съезде рядом с музеем «Домик Каширина». Возникает вопрос, куда смотрит прокуратура? Жизненно важно положить конец этой практике, иначе мы потеряем исторический облик Нижнего Новгорода безвозвратно.

Не намерены мириться с самоуправством властей и народные избранники. Депутат Городской думы Алексей Белкин сообщил «Новой» в Нижнем», что намерен поставить вопрос о возможности строительства ТЦ на ближайшем заседании комиссии по экологии.

— Да, город должен развиваться, — соглашается депутат, — но развиваться разумно, без таких потерь, как уничтожение деревьев в скверах. Это бездумное решение, которое к тому же не имеет никакой юридической силы. Похоже, некоторые чиновники не хотят думать о том, что будет с нашим городом дальше. У меня создается впечатление, что идет торговля самыми лакомыми участками земли в Нижнем Новгороде.

По мнению Белкина, было бы правильным провести общественные слушания, чтобы горожане могли высказать свое отношение к строительству ТЦ «Модная площадь». Это было бы как минимум необходимо, как максимум — показательно. Интересно же, чего хотят горожане.

Ирина Славина