12-08-31

Экономика

Стоянка чиновников

В Автозаводском районе процветают древние виды нелегального бизнеса

У Городской думы Нижнего Новгорода в этом году дважды наблюдался приступ желания борьбы с незаконными стоянками. Нижегородцам сулили большие штрафы, а на тихие просьбы построить законные парковки отвечали, что денег нет. Мол, на штрафах заработаем и, может быть, построим. Заработать, правда, будет тяжело — штрафы идут в областной бюджет. А между тем, деньги у городских и районных властей лежат гораздо ближе — надо просто заняться легализацией теневого парковочного бизнеса.

Где взять деньги?

Городская дума Нижнего Новгорода, судя по всему, состоит из удивительных людей. Даром, что в ее составе — сплошь бизнесмены. Есть ощущение, что в решении отдельных вопросов они просто выключают предпринимательскую часть мозга и начинают мыслить весьма нелогично.

Суть проблемы проста. Город в местах концентрации магазинов и офисов днем и в спальных районах вечером просто забит автомобилями. Депутатов раздражают неправильные стоянки так, что они уже дважды принимались обсуждать эту проблему. Некоторые народные представители даже предложили повысить штрафы за неправильную парковку автомобиля и купить сотрудникам ГИБДД современное оборудование, которое позволит в каждом районе за день собирать сотни тысяч рублей.

Разумеется, это породило народное возмущение, прокатившееся волной по интернет-сообществу. Нижегородцы требовали учитывать их интересы и для начала предоставить условия для того, чтобы не нарушать закон, то есть возможность ставить автомобиль легально. Депутаты пошарили по рваным бюджетным карманам и сказали, что законных парковок не обещают — денег нет. Построить их за счет крупных штрафов тоже не получится — эти деньги уйдут в областной бюджет, у которого, понятное дело, обратно средства уже не вырвать. Вопрос «Где взять деньги?» у депутатов-бизнесменов повис в воздухе.

А деньги, господа депутаты, под ногами. Нужно просто заняться нелегальными стоянками, которых в каждом районе насчитывают десятками. Знаете, какой район в Нижнем Новгороде является чемпионом по этому показателю? Отвечаем — Автозаводский. Там сорок нелегальных парковок!

Это настоящее бедствие для автозаводцев. На улице Дворовой, 37, машины ставят на территории спортивной школы, а по улице Львовской — в парке культуры и отдыха. Бывает, что на одной улице сразу несколько нелегальных стоянок — например, по улице Пермякова. На Красноуральской платная и нелегальная стоянка организована вообще в трамвайном депо!

Автомобили, среди которых не только легковушки жителей окрестных домов, но и автобусы, большегрузы, также занимают детские площадки, газоны, подъезды к школам и детским садам, нарушают охранные зоны инженерных коммуникаций, санитарные зоны жилой застройки и других социальных объектов. Районные власти завалены жалобами жителей: из-за припаркованного транспорта учреждения и дома лишаются экстренных путей подъезда для пожарных и медиков, зимой из-за необходимости прогрева двигателей увеличивается загазованность спальных микрорайонов. Развороченные газоны не на что восстанавливать — пострадавшее от нелегального бизнеса благоустройство приходится проводить за счет бюджета.

Нелегальные стоянки в Автозаводском районе — это 40 субъектов незаконной предпринимательской деятельности, у которых не оформлены договорные отношения на землю. То есть бюджеты различных уровней не получают налоги и арендные платежи с этого бизнеса, который весьма прибылен: с одной машины за ночную стоянку берут 50–150 рублей. Учитывая, сколько автомобилей собирается на этих стоянках, ночная касса может составлять 10–20 тыс рублей. Посчитайте, какова будет месячная выручка.

Пока, к сожалению, властям выгоднее штрафовать нижегородцев за неправильную парковку и получать откаты с теневых бизнесменов в обмен на покровительство.

Взяткоемкая схема

Рубить с плеча и запрещать все стоянки в этом вопросе не стоит. Это не решит проблемы — нижегородцам нужно где-то ставить свои автомобили, число которых неумолимо растет. Если нелегальная парковка не нарушает нормы, ее можно загнать в рамки законности. Возможно, Нижнему Новгороду не хватает адекватного опыта — можно обратиться за ним к другим мегаполисам. Правда, опыт придется приспосабливать под нижегородские особенности земельных отношений, но рассмотреть варианты стоит. Например, в мэрии Екатеринбурга теневой стояночный бизнес дожимали, закрепив за владельцами парковок их территории. Об аренде земли речь не шла — участок можно было получить только во временное пользование, для этого просто необходимо заявить о желании работать легально. Были также созданы ассоциации автопарковок — некие некоммерческие организации, которые оформляют на себя участок земли во временное пользование и заключают с парковщиком договор о сотрудничестве. Потребителю, в общем-то, все равно, кому платить, лишь бы оставлять машину поближе к дому.

Правда, в итоге работа ассоциаций была признана непрозрачной и вызвала нарекания и скандалы — парковщиков доили сами же власти, требуя взносов в самые разные небюджетные фонды. Самое безобидное — требовали оформить подписку на городское издание. Поэтому в Екатеринбурге начали рассматривать другой вариант: можно образовать один-два МУПа по работе с парковками и через них заключать договоры. Власти готовы сами установить правила игры — налоги только в местный бюджет, а парковщиков обременят содержанием территорий. Но этот вариант тоже не получил поддержки — предприниматели начали уклоняться от участия в таком бизнесе.

Понятно, что нижегородские власти столкнутся с той же проблемой, что и екатеринбургские: во-первых, нужна прозрачная и менее взяткоемкую схема правового взаимодействия парковщиков с районными и городскими администрациями, а во-вторых, надо создать надежную систему контроля нелегальных парковок с помощью правоохранительных органов. Опыт других городов показывает, что, несмотря на все запреты, нелегальные стоянки будут расти, как грибы после дождя. И единственным инструментом в борьбе против нелегалов остаются рейды правоохранителей и представителей администраций. Правда, ничто не мешает теневому бизнесмену организовать стоянку на том же месте спустя пару дней.

Словом, у городских властей непочатый край работы: над увеличением доходов бюджета и устроением более комфортного проживания горожан. Порочная практика получать под стоянку не земельный участок, а кусок улицы, парка, трамвайного депо, детской площадки или стадиона искореняется трудно — слишком много заинтересованных лиц — от коррупционеров до самих горожан, которые хотели бы пользоваться охраняемой стоянкой. Не пора ли подключиться к вопросу правоохранительным органам, и вообще — куда смотрит нижегородская прокуратура?

фактофон

Список самовольных парковок в Автозаводском районе Нижнего Новгорода:

1. Ул. Ар. Гайдара, у дома № 20.

2. Ул. Борская, у д. № 17.

3. Ул. Васнецова, у д. № 27 (или ул. Васнецова, 36 б).

4. Ул. Веденяпина, у дома № 29.

5. Ул. Дворовая, 37.

6. Пр. Ильича, во дворе д. № 37.

7. Пр. Ильича, у д. № 54.

8. Пр. Кирова, напротив дома № 43 а (пр. Кирова, у д. № 2 б).

9. Ул. Коломенская, у д.№ 12 (или ул. Сазанова-Коломенская).

10. Ул. Комсомольская, 21, стадион «Пионер».

11. Ул. Комсомольская, 38 а (за баней).

12. Ул. Космическая, у дома № 34.

13. Ул. Космическая, у д. № 38 (около дома престарелых).

14. Ул. Космическая, у д. № 46.

15. Ул. Краснодонцев и ул. Советской Армии — пересечение улиц.

16. Ул. Красноуральская.

17. Ул. Красноуральская, у дома № 1 а.

18. Ул. Красных партизан, у д. № 18.

19. Ул. Львовская, 16 б.

20. Ул. Львовская, около д. № 1 в.

21. Ул. Мельникова.

22. Ул. Минеева, напротив дома № 29.

23. Пр. Молодежный, у д. № 2 а.

24. Пр. Молодежный, у дома № 78 а.

25. Ул. Мончегорская, у дома № 18 корп. 2.

26. Пр. Октября, у д. № 26.

27. Ул. Пермякова у д.№ 14.

28. Ул. Пермякова у д.№ 16.

29. Ул. Пермякова у д.№ 18.

30. Ул. Пермякова у д.№ 20.

31. Ул. Пермякова у д.№ 34.

32. Ул. Ржевская, напротив дома № 24 (у дома № 23).

33. Ул. Садовая, около дома № 24.

34. Ул. Юр. Смирнова.

35. Ул. Спутник, у дома № 2 а.

36. Ул. Строкина, у д.№ 18.

37. Ул. Строкина, у д.№ 3 а.

38. Ул. Шнитникова, у дома № 2.

39. Ул. Шнитникова, у дома № 20.

40. Ул. Шнитникова, у дома № 12–14.

41. Ул. Юлиуса Фучика, у дома № 42 а.

42. Ул. Юлиуса Фучика, у дома № 46.

43. Ул. Янки Купалы, у дома № 34.

Денис Никифоров