12-09-07
Общество
Школьные психозы
или Актуальные существительные из жизни учащихся
Журналисты — такие люди, им всегда подавай жареное. Бедным родителям не дают спокойно собрать ребенка в школу, стращают вредными фломастерами и ядовитыми ранцами. А родителям и без того нелегко — в этом году начинают работать новые федеральные программы в начальной школе, в элитные лицеи поступят кто ни попадя, да еще самые кровожадные из нас пугают надвигающейся эпидемией сибирской язвы, а ведь говядину так любят подавать в школьных столовых…
Толерантность
Во-первых, с этого года дети региона станут намного толерантнее по отношению друг к другу. Это на прогулке мама шипит «пойдем скорее подальше от этих хачиков», а в школе малышам расскажут, что у нас многонациональный регион, и эти уважаемые люди исповедуют одну из старейших религий — ислам. Это правильно, потому что предубеждения вырастают как раз из незнания или нежелания понять.
«Основы религиозной этики и светской культуры» отгрызет немалый кусок от общего количества учебных часов, но вредным этот предмет никак не назовешь. Есть среди нижегородских журналистов несколько человек, уверенных, что религия — опиум для народа, но никуда не денешься — программа одобрена на самом высшем уровне. Впрочем, если уж родители воинствующие атеисты, то их ребенка, скорее всего, от этого предмета освободят. Если дойдет до суда, конечно. Всех таких граждан спешу успокоить: религии — часть культуры, ключик к пониманию некоторых поступков людей, которые очень сильно от нас отличаются, поэтому от этих знаний вреда нет никакого, одна только польза. Впрочем, как и от русского языка, количество занятий по которому сокращают.
Вообще, накануне 1 сентября в стране творится какое-то мракобесие. Огромное число журналистов и обычных граждан ополчились против РПЦ, а заодно и вообще всех религий, а предмет будет. С другой стороны, все вокруг кричат, что народ сплошь безграмотный, запятые поставить не могут, в собственной фамилии делают ошибки, а часы русского языка сокращают. Парадокс.
Успокоить нас могут только газеты прошлого и позапрошлого веков, которые тоже изо всех сил кричали о том, что люди глупеют и забывают родной язык, а мы все живем, все пишем, все говорим на чем-то…
Компьютеризация
Тем временем на подготовку школ к новому учебному году в одном только Нижнем Новгороде было потрачено 640 млн рублей из всех возможных бюджетов. Увеличение количества часов физкультуры повлекло за собой масштабные работы по ремонту спортивных залов. Этим летом капитальный ремонт с заменой спортоборудования был проведен в 30 нижегородских школах. Честно говоря, событие беспрецедентное. В прошлые годы залы ремонтировали по два-три в год. Физическую культуру вообще резко все полюбили, физруков больше всех среди молодых специалистов, переехавших на село и одаренных за это домом, земельным участком и автомобилем. Информатика тоже в почете: в этом году заново были оснащены 457 компьютерных классов в школах приволжской столицы. Но в отличие от спортзалов, где на старых снарядах можно было покалечиться, эти траты с трудом можно назвать оправданными. Современный компьютер, да еще и со сносным программным обеспечением стоит дороже самого лучшего козла, через которого прыгают школьники. А преподаватель информатики вообще фигура темная, загадочная. Те, кто преподает этот предмет в школах сегодня, как правило, знают в разы меньше своих учеников, которые давно уже освоили Фотошоп и электронную почту, научились чистить историю посещения не очень детских сайтов, и вообще живут в интернете, который у них лежит в кармане в виде телефона и в ранце в виде «планшетника». Чиновники министерства образования говорят с виду умные, а по сути абсурдные вещи: мол, время сейчас такое, все происходит в интернете, нужно готовить детей к этой жизни, прививать с младых ногтей интерактивность, модернизацию и так далее. Забывая о том, что они с этим самым интернетом живут десять лет, а их дети — всю жизнь. Так кто кого должен учить? Если и есть смысл в такой информатике, так только если преподаватели научат школьников кодировать и программировать. Детей, кстати, легко можно этому научить — дело в педагогах, которым самим не хватает квалификации. Такое в истории российской школы впервые. Отрыв учеников от учителей настолько велик, что проблема перестает быть только проблемой отцов и детей — сегодня это конфликт двух совершенно разных форм жизни. Так что адекватнее было бы ввести часы занятий по раскрытию возможностей интернета для родителей, а преподают пусть пятиклассники.
Неплохо было бы провести психологические исследования, как на школьников повлияет реалити-шоу «Большой брат» в стенах родного учебного заведения. Как бы с этими инновациями не получить новые психозы
С другой стороны, не все родители еще поняли, что повальная компьютеризация открывает перед ними безграничные возможности в познании собственных чад. Из социальных сетей сейчас можно узнать о собственном ребенке практически все: с кем он дружит, что его волнует, какую музыку он слушает, кто из учителей его откровенно бесит. Если правильно распорядиться этой информацией, можно решить немало проблем. Одна моя коллега недавно попала в ужасную ситуацию. Ее 14-летняя дочь выложила в интернет видео, где она танцует полуобнаженная. С одной стороны, этого бы не произошло, не будь интернета. С другой стороны, этот сорняк мать выдрала вовремя, благодаря тому же интернету. Ей нужно отдать должное, она не впала в истерику, хотя могла бы, а провела серьезную разъяснительную работу с дочерью, которая на самом деле просто не ведала, что творит. У подростков это бывает.
Безопасность
Инновации предоставляют родителям еще одну возможность — следить за ребенком, когда он в школе. Чиновники отзываются об электронном дневнике и установке видеокамер в школах с большим энтузиазмом. По их мнению, это позволяет родителям в любое время узнать отметки своих чад. Теперь не вырвешь страницу и не соскоблишь «двойку» лезвием. Единственный шанс скрыть от строгой мамы ненавистный «трояк» или неуд — «хакнуть» систему, так что деткам есть куда стремиться. «Электронный дневник» используется уже в 70 школах, «электронный журнал» — в 58. К 5 сентября все данные будут обновлены.
В некоторых школах за лето появились турникеты, ребенок будет прикладывать к ним пропуск, чтобы войти или выйти, и родителю будет приходить смс о его передвижениях. А в других учебных заведениях устанавливают камеры, чтобы особенно сердобольные мамаши могли отследить свою кровиночку и в коридорах, и в столовых. Городские власти уверены, что это защитит детей от чего-то там, а мне кажется, что просто разовьет у них манию преследования. Я вот хорошо училась, но у меня всегда была возможность что-нибудь прогулять, и, знаете, некоторые предметы и преподаватели совершенно не заслуживали моего присутствия. Мне кажется, лишать человека иллюзии того, что он управляет своей жизнью, как-то несправедливо. Ладно еще, если камера установлена для охраны школы, но ведь следить за порядком будет не только охранник, но и родная мама, а это для тинейджеров болезненно — это несвобода, психологическое насилие. Любой подросток подтвердит. Неплохо было бы провести психологические исследования, как на школьников повлияет реалити-шоу «Большой брат» в стенах родного учебного заведения. Как бы с этими инновациями не получить новые психозы.
Экономность
Теперь о деньгах. Всего по области в этом сентябре за парты сядут 291 тысяча 835 учащихся. Это на 5002 человека больше, чем в прошлом году. Из них 30 тысяч 732 первоклассника, что на 196 человек больше, чем в 2011 году. В Нижнем Новгороде впервые за парты сядут 109 тысяч мальчиков и девочек. Собрать их в школу — отдельная песня. Как бы усердно чиновники ни говорили о рекордно низкой инфляции, а ценам на школьные принадлежности наплевать на государственные отчеты. По данным социологов, в среднем сборы ребенка в школу обойдутся родителям в 10 тысяч рублей. Чудовищная цифра для региона, где немало людей с ежемесячным заработком ниже этой цифры. Для сравнения: в прошлом году большинство жителей страны укладывались в 6–7 тысяч рублей. Только 20% от общего количества в 1600 человек, принявших участие в опросе на портале Superjob.ru, ответили, что потратят на сборы менее 7 тысяч рублей. А 2% опрошенных пообещали проявить чудеса экономии и потратить около 2 тысяч рублей. Видимо, из новенького у ребенка будет только ластик, а писать он будет на обратной стороне использованных листов для принтера.
Есть, правда, и бонусы. 31 тысяча первоклассников региона получат страховые полисы в 15 тысяч рублей от самой партийной партии. До 31 декабря этого года ребенок будет застрахован от вреда здоровью, полученного в период нахождения в школе или по дороге домой и из дома.
По словам директора нижегородского филиала «Страхового дома ВСК» Ольги Каменской, в 2011 году страховые выплаты получили 86 человек из 112 заявителей. Остальные просто не предоставили необходимых документов.
А еще 17 сентября с 10:00 до 12:00 будет работать «горячая телефонная линия» по теме «Организация учебного процесса в образовательных учреждениях Нижегородской области». Звоните, чего уж там: 419-74-33, 411-91-91, 439-10-22. Если кому-то что-то еще не ясно, конечно.
Вероника Щедрина