12-09-14
Культурный слой
Пост-рок как река
WhereAreYouLiam. Альбом «Gold Ochre», 2012
Некогда Артемий Троицкий, заседающий в жюри одного телефонно-музыкального конкурса, в котором участвовала в числе прочих и нижегородская группа WhereAreYouLiam, отметил, что их пост-рок не слишком нехарактерная для провинции музыка, однако нашел его очень мощным и помпезным. И как раз мощная и помпезная композиция «Fizzy Dog» открывает новый альбом «лаэмов». В ней внятная тема, которая течет, как река, а музыканты, как серферы, прыгают с волны на волну, с мелодии на мелодию. Атмосфера пульсирует и вибрирует. Гитарист Слава Адушкин пробует на вкус и слух все эти искристые звучки, капельки, тремоло, дилеи, и звуковое течение распадается на несколько отдельных ручьев. Однако как это часто бывает в пост-роке, эта музыка не хочет собой торговать, делиться, разбрасываться, разлетаться по городам и весям, она интровертна по сути, она живет внутри музыканта и в его сотворцах — слушателях. И если она река, то река, скорее, текущая по венам, чем по широким руслам. И мелодии эти вы вряд ли станете напевать или насвистывать, как, скажем, те, что играет оркестр Поля Мориа. Другие законы, другие правила.
Я пеняю Адушкину, что мне в его музыке ужасно не хватает голоса, иначе эти композиции — красивые и талантливые — все равно похожи на затянувшиеся интро, вступление к песне. Слава даже склонен со мной согласиться, однако сетует, что в Нижнем крайне сложно найти хорошего вокалиста, а плохим вокалом можно лишь все испортить.
— И то, что ты называешь затянувшимся интро, я называю шаманизмом. Ну и учитывай мою давнюю любовь к электронной музыке, в которой часто используются затянутые проигрыши для введения слушателя в транс. Может, по этой причине такие вещи у нас получаются.
Выясняется, что альбом «Gold Ochre» «лаэмы» начинали писать еще в 2008 году и продолжали им заниматься до мая 2011-го. Потом была долгая эпопея со сведением альбома. Тот звукорежиссер, с которым альбом записывали, не мог взяться за сведение, и группа обратилась за помощью к Алексею Кузнецову — барабанщику «Элизиума», который в свободное время занимается звукорежиссурой. Выходит, альбом делался три с половиной года.
Мне показалось, что в целом «Gold Ochre» по саунду легче предыдущего, хотя в ряде песен музыканты, начиная с легких пассажей, в кульминации утяжелялись и нагоняли музыкальный вес, как, скажем, в одноименной «Gold Ochre» и «Mind Whirlpool». Побывав на двух последних выступлениях «WhereAreYouLiam», я уже начал привыкать к их новому барабанщику Константину Воробьеву с его поставленным громовым ударом. Однако на альбоме играет их «классический» барабанщик Евгений Тарасов, с которым «лаэмы» снова играют.
На альбоме можно услышать и трепетные фрагменты — и игривые, и трогательные. А «Feedback Monsters» — это уже и не пост-рок, а старый-добрый прог-рок. Однако по той причине, что большинство пьес сочинено Славой Адушкиным, порой бросается в уши некоторое однообразие построения композиций. Правда, начав слушать композицию «Waltz», я обрадовался — ведь в ней вместо привычных четырех четвертей музыканты используют вальсовые три четверти. Но, как оказалось, недолго — уже через минуту съезжают в привычный размер. «Почему?» — спрашиваю у Адушкина. Но он лишь разводит руками:
— Пишу так, как пишется, не пытаясь удивить хитрыми размерами. Сложно сказать, почему у нас получилось так, а не иначе.
Кстати, клавиши в альбоме вообще не использованы, хотя в других своих проектах Адушкин без них не работает. Зато в двух треках «лаэмам» помогает вездесущий виолончелист Егор Баранов («Элизиум», CosmoCats). Особенно он хорош в пьесе «Mind Whirlpool» — интересную тему разрабатывает…
Ну и не мог я не задать Адушкину вопрос о пост-роке. Не секрет, что когда группа начинала играть в стилистике пост-рока — это был последний писк рок-моды. Но тренд давно сменился. Продвинутые музыканты все глубже уходят в электронику — в витч-хаус, дабстеп и сопредельные направления.
— Не хочется уйти в более модную плоскость?
— Я никогда не хотел чем-то заниматься только для того, чтобы быть в тренде. Нас вообще трудно обвинить в том, что мы гонимся за модными тенденциями. Все должно идти от души. Возможно, следующая работа будет с клавишами и электроникой, но мы пока в процессе. К тому же у меня есть два проекта, где я могу побаловаться электроникой. У меня нет желания кого-то удивлять и делать для кого-то — надо делать для самих себя.
Вадим Демидов