12-09-28

Политика

Верните городу управление

Особо тернистый нижегородский путь

Сейчас в СМИ и Городской думе Нижнего Новгорода активно обсужадют, почему областной центр развивается медленнее, чем другие города-миллионники и почему это отставание не сокращается, а наоборот — увеличивается. Поменять эту тенденцию намеревалось новое городское руководство, но пока ничего не выходит.

Нет денег…

Собственные доходы Нижнего Новгорода в городском бюджете составляют всего 11–12 млрд рублей, то есть примерно 11,5% от того, что реально зарабатывает город. Остальные средства отправляются в федеральный и областные бюджеты. Мы практически на том самом минимуме, ниже которого по законодательству опускаться нельзя.

У муниципалитета есть свои полномочия и обязательства: благоустройство, ремонты и строительство дорог, проблемная сфера ЖКХ. И у города на эти нужды остается всего лишь несколько «копеек». Понятно, что это не весь городской бюджет — область субсидиями, субвенциями и дотациями увеличивает бюджет Нижнего Новгорода. Но это целевые средства. Город не может расходовать их по своему усмотрению на наиболее кричащие проблемы.

Есть и областные проблемы. С их учетом бюджет города зашкаливает за 20 млрд рублей. Но участие в областных программах подразумевает городское софинансирование, а это значит, что Нижнему приходится изымать средства из своих 11–2 млрд рублей.

Возьмем, например, строительство метро. Есть затраты на строительство метро, которые обязан нести именно Нижний Новгород, у которого лишних денег просто нет. И город вынужден выбирать — или строить метро, или развивать что-то в самом мегаполисе. Поэтому если будет принято решение и дальше строить метро, то мы получим новую ветку до Мещерского озера, но весь остальной город будет выглядеть довольно бледно. Да еще и с кучей нерешенных проблем.

Буквально на днях в очередной раз департамент финансов озвучил контрольные цифры: собственные доходы Нижнего Новгорода составят и в 2013 году 12 млрд рублей, а департаменты запрашивают 40 млрд. Это означает, что у города опять ни на что не будет средств. Будет много разговоров о строительстве детских садиков, а сроки их проектирования, стройки и сдачи будут вновь сдвигаться на лучшие времена. Зато в это же время будут строить транспортные развязки и обещать строительство мостов через Волгу и далее по списку. Купить трамваи и троллейбусы? Нет денег. Установить спортивные площадки у школ? Нет денег. Отремонтировать объект? Нет денег. Вполне себе тянет на главную проблему Нижнего Новгорода.

…есть две головы

Уже два года в Нижнем Новгороде функционирует двухглавая власть, но до сих пор путаница в головах, кто есть кто. Даже у тех, кто эту схему внедрял.

Раньше в городе был мэр Вадим Булавинов. Политическое сообщество под мэром подразумевает всенародно избранного градоначальника, который был главой города и главой администрации города в одном лице. Руководителем представительной ветви власти являлся спикер Городской думы. До октября 2010 года им был Иван Карнилин. По сути, городские вопросы решали не два человека, а один — сам Булавинов. Карнилин же просто отражал настроения депутатов. Не являясь самодостаточной фигурой при этом.

Сейчас мы живем по схеме, при которой есть глава города Олег Сорокин и глава администрации Олег Кондрашов, а Городская дума — где-то на задворках. Нижним Новгородом теперь управляют по сути два человека. Если раньше схема была «мэр + 42 депутата», то теперь — «глава города + глава администрации — 41 депутат». Между депутатами и администрацией возник буфер в виде главы МСУ. И что же тут хорошего? Послушайте наших больших начальников. Они говорят, что депутатам нечего соваться в решение городских проблем. Думается, это неправильно. Нужно, чтобы городом управляли администрация, в лице ее главы, и 42 депутата Городской думы, а не только их лидер.

Понятно, что к власти в Нижнем Новгороде пришел бизнес. Но благо это для города или нет — вопрос сложный. Дело в том, что формально наши бизнесмены во власти отошли от руководства своими коммерческими структурами, а по сути они являются лоббистами своего бизнеса. Поэтому говорить о том, что тут нет конфликта интересов можно только с иронией.

Другое дело, что наше законодательство не заточено на борьбу с аффилированностью. Отсюда и борьба с коррупцией, находящаяся в зачаточном состоянии. У нас всегда все правильно и законно, а Олег Сорокин в 2015 году, скажем, вернувшись из коридоров власти в бизнес, неожиданно обнаружит, что стал в десять раз богаче. С чего бы это? А потому, что Аверин с Сорокиным вышли из бизнеса, а он из них — нет.

Нам сейчас говорят, что компании Сорокина участвуют во всех конкурсах на общих основаниях. Это в известной степени верно. Вот только в целом ряде аукционов эти компании участвовали в гордом одиночестве. И выигрывали — по стартовой цене. Это почему? Не потому ли, что Сорокин является главой МСУ? Или получается, у нас нет больше крупных стройкомпаний? Если это так, то на каком уровне развития мы находимся?

Нам говорят, что по ФЗ 131 мэр — глава исполнительной власти, а глава представительной власти — глава гордумы. Кто же спорит? Так почему же нынешнюю схему нам обозначают как «мэр и сити-менеджер». С чего бы это у нас Олег Сорокин является мэром Нижнего Новгорода? Он разве возглавляет исполнительную власть? Нет. Кроме как от губернатора Валерия Шанцева я ни разу не слышал, чтобы Сорокина считали мэром. Я бы мог понять, если бы главу администрации Кондрашова назвали мэром — он как раз курирует «исполнительную власть».

Это все происходит потому, что в действительности администрация Нижнего Новгорода разделена на две части: архитектурно-строительную часть курирует сам Сорокин, согласно профилю бизнеса, из которого пришел, а другой частью администрации руководит Кондрашов. И предполагается, что это нормальная ситуация. А кого должны в таких условиях слушать заместители и главы департаментов?

Сейчас практически все говорят, что нынешний вариант управления городом неудачен. Рано или поздно будут внесены изменения в Устав. И чем раньше мы признаем, что реальность именно такова, тем лучше. И желательно бы уже в 2013 году вернуться к выборам мэра и вернуть городской власти ясность и стройность. Возможно, через у бизнеса будет меньше шансов придти к власти через прямые выборы мэра. Похоже, его сейчас слишком много в Сером доме.

Виктор Деменев