12-10-06

Культурный слой

Беготня за хвостом

Ох, уж эта «Клетка». Образованная в 2006?м группа Леонида Шарова считалась уже в эмбриональном состоянии едва ли не главной надеждой нижегородского рока, ей поклонники русскоязычного брит-попа раздавали щедрые авансы, называли местной версией «Мьюза». Но к сожалению, тот альбом, который «Клетка» должен был записать году в 2007-м, вышел с четырехлетним опозданием, когда в Нижнем появились уже новые герои, играющие британщину, поэтому и восторги были умеренными.

Только что «Клетка» выложила в сети шеститрековый макси-сингл «В себя», сведенный Сергеем Гостом. На нем группа продолжает гнуть свою линию, демонстрируя все тот же масштабный размашистый рок, прекрасно сыгранный и грамотно выстроенный. Хоть сегодня на стадионы — да только нет сегодня стадионов для рока. Да и клубов тоже мало. Леонид на меня обижается, когда я называю его группу «стадионной».

— Честно, я не понимаю, почему ты нас так обзываешь. Мы просто делаем то, что нам нравится. Стадионный рок? Ну пусть будет стадионный, я его не выбирал. Мы никогда не подстраивались под какую-то моду и стиль, и надеюсь, этого не случится в будущем. Просто делаем своё любимое дело.

— Мне кажется, стадионный рок уходит. Больше стал цениться клубный танцевальный рок. Ты не замечаешь смены парадигмы?

— Да, смена есть, но это потому, что у нас в городе нет площадок. Скоро всем рок-музыкантам придется играть на центральных улицах города. Вот уже и Jamboree закрыли… Просто край уже! Нас выживают! А послушай, что на радио происходит! Как под гипнозом впаривают нам быдло-песни. Ужас!

В музыке «Клетки» безусловно присутствует энергия. Энергия громоподобных барабанов, энергия пожененных на дисторшенах гитар. Есть мощные риффы, есть фирменная тяжесть. Но сделано все как по учебнику — ни одной нелогичности, ни одного шага в сторону. И как раз нелогичности, странности мне в «Клетке» не хватает. Ведь именно нелогичность обычно застревает в мозгах. Пожалуй, на роль хита-паровоза, претендует заглавная вещь — вот и на странице группы в контакте поклонники голосуют за нее, желая, чтобы музыканты сняли на нее видеоролик. Она и впрямь выделяется на фоне других песен, не такая депрессивная как остальные. Заводная, драйвовая. С припевом: «Обещаю быть прилежным, нежным…»

Я сетую Шарову, что на макси-сингле превалирует страдальческая эмоция. В его лучших вещах сквозит бездна отчаяния. На это Леонид парирует:

— Альбом грустный, да! А первый разве веселый был? Не умею я писать по-другому. Одна эмоция, согласен, — обреченность, круговорот, беготня за хвостом. Такое настроение, такая философия. Пою о том, что тяготит меня. Если бы я сейчас не выплеснул это в своих песнях, меня бы разорвало на части.

— Кажется, самоиронии не хватает…

— А ирония, по-моему, есть в песне «Я умер вчера». Захотелось написать про смерть, но так, чтобы не было при этом страха, точнее представить смерть не в том амплуа, к которому большинство привыкло.

Кстати, обложка макси-сингла изображает человека, готового спрыгнуть — непонятно куда, в радугу или в набежавшую волну. А другой (серый) человек спешит мимо, не решается помочь. Но, как поясняет Шаров, на обложке лишь четвертая часть рисунка, и целиком мы его увидим ближе к Новому году, когда выйдет альбом. Тогда же прояснится сюжет с самоубийцей.

— Лёня, у меня есть подозрение, что у тебя сегодняшнего и у тебя, что начал писать и играть песни в середине «нулевых», одни и те же музыкальные кумиры. Или я ошибаюсь?

— Совсем не так! Сейчас, признаюсь, музыку почти не слушаю. А тех, что приходиться слушать, никогда бы не назвал кумирами. Не слежу за новинками, да и старое, что нравилось, уже не в таком интересе. Для примера… Напрочь разлюбил группу Radiohead, хотя в начале века она была в фаворитах! Короче, не торкает меня нынешняя музыка и старое уже забыл!

— У вас всегда была фишка — клипы. Уже решили, что будете снимать новенького?

— Фишка — клипы?! У нас не фишка, а беда с клипами вечная! Уже год снимаем видео на песню «Клаустрофобия». Так и не досняли клип на песню «К тебе», хотя начали два года назад. Отсняли уже километров сто, мне кажется, и всё под хвост. Сейчас думаем, на какую песню начать снимать из макси-сингла, но, честно говоря, мне уже страшно (смеется).

— Ты говоришь, что выступать особо негде, клипы снимаются тяжело, однако ты не бросаешь занятия музыкой. Чем она тебя привлекает сегодня?

— Я пробовал завязать с музыкой, когда уезжал жить в Москву, но не вышло, не могу я без нее. Это мой способ выражаться, и возможно, самому себе что-то объяснять в своих же стихах.

Вадим Демидов