12-11-23
Политика
Сопин, которого победили
Мэр Дзержинска отрешен от должности
За несколько часов до сдачи номера депутаты Думы Дзержинска большинством голосов отрешили от должности действующего мэра города Виктора Сопина. Против данного решения высказался только один «парламентарий».
Перед началом судьбоносного голосования депутат Сергей Алмаев зачитал проект решения об удалении мэра города Дзержинск в отставку. Обращение об отставке Виктора Сопина предварительно подписали 30 из 36 депутатов Думы, поэтому стало ясно, что исход голосования фактически предрешен. Для полноты картины Алмаев припомнил все прегрешения мэра.
Главное — депутаты признали неудовлетворительной работу Сопина на посту главы города за два года работы, а потому, в соответствии с федеральным законодательством (ФЗ № 131) и уставом Дзержинска, у депутатского корпуса были развязаны руки. Плюс Сопину инкриминировали неудовлетворительное транспортное обслуживание в Дзержинске, плохую работу администрации по исполнению налоговых поступлений, незаконное увольнение ряда заместителей мэра города (Алексея Хилова, Владимира Колчина, Александра Козловского).
Сам Сопин до 30 ноября находится в отпуске, поэтому «виновник торжества» предсказуемо не присутствовал на заседании. Интрига заключалась в том, что если бы сам глава города не был уведомлен о дате рассмотрения его импичмента, решения думы могли быть признаны судом нелигитимными. Очевидно, понимая это, Сопин и «ушел в подполье».
По словам Алмаева, действующий мэр был уведомлен о заседании думы «по сотовой связи с фиксацией на видеокамеру» с последующим составлением соответствующего акта. Начальник правового управления Думы Николай Ненашкин заявил, что видеозапись «находится на сохранении», но с ней можно ознакомиться после заседания». Ситуация очень напоминает сцену из романа «12 стульев», в которой Остап получал из рук архивариуса Коробейникова ордера на стулья со словами: «В случае чего никто не отопрется!» Есть подозрение, что Виктор Сопин все же попытается отпереться, причем сделает это в суде.
После того как депутаты получили уверения официальных лиц, что мэр уведомлен, интрига (если она и была) исчерпалась сама собой. За отставку Виктора Сопина проголосовали 29 думских депутатов из 31 присутствующего на заседании. Один человек был против (если попробовать строить догадки, скорее всего, речь идет об Иване Килине). Другие сторонники Сопина (пять человек), похоже, предусмотрительно решили вообще не ходить на заседание.
Следующим вопросом депутаты утвердили порядок избрания главы города при досрочном прекращении полномочий мэра города. Согласно документу, глава города избирается из состава депутатов открытым голосованием. Кандидат считается избранным в случае, если за него проголосует больше половины депутатского корпуса. Когда вы будете читать эти строки, имя главы местного самоуправления Дзержинска, видимо, будет уже известно, поскольку депутаты решили избрать нового главы города уже утром 23 ноября. Я же пишу вечером 22 ноября, однако у меня есть предчувствие, что новый глава города — член партии «Справедливая Россия». Ставки приняты. Ставок больше нет.
В общем, исторический в каком-то смысле момент. Потому что жирная точка поставлена в политическом конфликте, который долгое время сотрясал второй по величине город области. Вместе с отставкой Сопина в Дзержинске, как известно, был изменен и Устав города, отменивший прямые выборы градоначальника. Если учесть, что сегодня в России намечается возврат к всенародным выборам глав муниципальных образований, дзержинские депутаты, на первый взгляд, пошли против общефедерального тренда.
Другое дело, что конкретный человек Сопин, по сути, прикрываясь принципами демократии, оказался на поверку никудышным хозяйственником и недоговорным политиком. Я, к примеру, убежден, что своими действиями на посту мэра Сопин фактически дискредитировал демократические принципы, о которых так много говорил на публику.
«Я для себя давно сделал вывод, что политика — это, прежде всего, искусство компромисса», — говорил Сопин в интервью автору этих строк в ноябре 2010 года. Однако именно компромисса так и не дождались от Сопина ни область, ни депутаты думы Дзержинска, ни местные промышленники, ни сами жители. Взамен заинтересованные лица получили мэрское упрямство и высокомерие, нежелание договариваться по принципиальным вопросам и полное неумение найти общий язык с кем бы то ни было.
Самый громкий «прожект» Сопина — пресловутый химический кластер. Ну, хорошо, не получилось с кластером, подвели московские товарищи из таинственного Фонда стран СНГ. Почему бы честно не сказать об этом во всеуслышанье? Но Виктор Федорович предпочитает кормить общественность несбыточными проектами, в реальность которых только он один и верит, судя по всему. Я прекрасно понимаю, что большинству депутатов в один прекрасный момент надоело маниловское проектирование Виктора Федоровича. Они решили действовать. Но Сопин не только проиграл сам, но и, повторяю, дискредитировал принципы демократического управления, принимая решения в стиле «мы подумали — и я решил».
Сегодня Сопин ищет себе политическую поддержку в стане Михаила Прохорова. Думаю, безуспешно. Потому что упрямство и нежелание отвечать за свои слова и поступки не приветствуется в политике по определению. А когда нечего сказать по существу, можно без конца повторять фразу про похороны демократии в отдельно взятом городе. Поверить в это могут только малограмотные избиратели, но они, думается мне, электоратом партии Михаила Прохорова не являются.
Сергей Анисимов