12-11-30
Общество
Непартийное просвещение
Позавчера было модно носить синие лосины с блеском, вчера — курить траву, сегодня — ходить на митинги. Некоторые полагают, что протест — разумное проявление человеческой воли, когда сам человек дошел до точки кипения. На самом деле это далеко не так. Протест вместе с точкой кипения — вовсе не конечная стадия, а напротив, самое начало. Маленький ребенок сначала в основном орет, рассуждать начинает многим позже, а способным к диалогу зачастую становится, когда ему исполняется 40. Руководитель московской «Школы активного горожанина» Татьяна Овчаренко, например, считает, что современному россиянину всего лишь 12 лет, но это не так уж и мало, если правильно его развивать в «Школе гражданской власти», о чем она и заявила на встрече с журналистами в Нижегородском пресс-клубе 26 ноября.
По мнению Овчаренко, русский человек — спринтер, бегает быстро, но недолго и недалеко. У нас может кипеть годами, а потом выстрелить холостым, а когда потребуется перезарядить, мы уже и отошли, совсем не сердимся. Поэтому, если и задумаем что-то в стране поменять, то только благодаря ЖКХ, ибо ДУКи нас грабят нещадно, а худеющий кошелек — лучший демократизатор. Именно этим и объясняется возникновение «Школы активного горожанина» в рамках «Школы гражданской власти».
Недовольство настоящей властью растет именно в горожанах, деревне сегодня некогда думать о политике — ей вымирать и спиваться надо. Поэтому ставку в этот раз делают не на рабочий класс, а на интеллектуалов, бизнесменов, которые привыкли зарабатывать скорее головой, чем руками, и которым уже есть, что терять. Единственное, что их сегодня тормозит, по мнению членов Комитета гражданских инициатив, — нехватка элементарных знаний. Люди сегодня настолько разочаровались в законах и конституции, что совершенно перестали ими интересоваться.
Один мой знакомый оператор выстроил прекрасные отношения с Законом о СМИ. Когда он снимает опрос на улице рядом с крупным торгово-развлекательным центром, к нему обязательно подходит охранник этого центра и просит убрать камеру. На это наш товарищ браво заявляет, что по статье такой-то Закона о СМИ он имеет право на все. Выглядит он при этом очень убедительно, а статья каждый раз разная, потому что закона этого он в глаза не видел. Но дело в том, что не видел его и охранник, которому не остается ничего другого, кроме как ретироваться.
Комитет такое положение вещей не устраивает, потому что те, кто наверху, к сожалению, законы знают, но только не соблюдают. А мы не знаем, потому часто даже не замечаем, как нас ущемляют в правах. Другое дело тарифы по ЖКХ — каждый чувствует, что с ним поступают, мягко говоря, нечестно. И это вполне может стать отправной точкой.
Справедливость все-таки вещь врожденная, а значит, кое-кто рождается без нее, а вот деньги — вещь вполне ощутимая, и их потеря может заставить учиться. Овчаренко это понимает. Она ездит по разным регионам и объясняет местным жителям, где и как их обманывают: «У вас (нижегородцев — Прим. ред.) удивительно красивый большой город, но по степени обсчета и обвеса вам просто нет равных в стране. Только у вас одна домоуправляющая компания может обслуживать 1200 домов. Вы вообще себе эту картину представляли? У вас что, 50% населения в ДУКах работает? Какое дело им до простых горожан, когда на них деньги падают с неба? Но есть небольшое количество людей, которым не все равно на свои деньги и права, и мы стараемся увеличить их число, чтобы искоренить мошенников хотя бы на расстоянии десяти км вокруг себя».
Во время визита в Нижний Новгород руководитель проектной группы КГИ Евгений Гонтмахер заявил, что КГИ пока не собирается оформляться в самостоятельную политическую партию, а считает нужным сотрудничать со специалистами из других партий, лишь бы они хорошо разбирались в том, что делают. Программу члены Комитета тоже пока писать не будут, но, возможно, ограничатся несколькими убеждениями, которые сообщат через СМИ. Основной целью видят не борьбу за власть, а просветительскую деятельность. То есть намерены раздавать лучшим представителям современной активной молодежи удочки, а не рыбу. По сути, речь о воспитании гражданина своей страны и вооружении его необходимыми знаниями. Начинается все с ЖКХ, а закончиться должно осмысленным подходом к жизни и ведением продуктивного диалога с нынешней властью, которая, как надеются члены Комитета (искренне ли?), скоро уйдет на покой.
Об этом диалоге на встрече в Нижнем Гонтмахер говорил много: осторожно обмолвился, что ничего не имеет против митингов, ведь это «тоже одна из форм гражданской активности», но считает, что рано или поздно все равно придется поговорить с властью, чтобы решить, куда дальше двигаться. И чем раньше мы определимся, куда идти и о чем говорить, тем лучше.
Впрочем, не все из присутствующих поняли главный посыл спикеров. Член местного отделения партии «Яблоко» Игорь Зайцев, например, зачем-то начал долго и нудно жаловаться на то, что оппозиционеров в регионе не жалуют и оттого молодые люди не хотят ходить на митинги. Овчаренко на это раздосадовано заявила: «Жаль, что тот факт, что люди в Москве ходят на митинги и не теряют при этом работу, служит оправданием пассивным провинциальным оппозиционерам». И было видно, что ей неловко, оттого что Зайцев принадлежит к той же партии, что и она.
Видимо, председателя КГИ Алексей Кудрин прав в своем нежелании создавать из Комитета партию — ведь тогда придется нести ответственность за всех ее членов, которые иногда говорят глупости. Просвещать куда приятнее.
Вероника Щедрина