12-11-30
Общество
Пройдусь я по Сорокинской, сверну на Кондрашовскую
Все написанное ниже кем-то может быть воспринято как бред. Ну и ладно. Если городским и областным чиновникам позволительно откровенно бредить, говоря о развитии или даже о современном состоянии города, то и мне можно. Я не хуже, я здесь живу подольше многих из них. Так вот. В твердом уме и в здравой памяти я утверждаю, что улицы Нижнего Новгорода пора продавать. Но задорого.
Оговорюсь сразу — продавать, конечно, я предлагаю не сами улицы с их многострадальными жителями, а всего лишь названия. От них — ей богу! — большинству нижегородцев нет никакого толку.
Но сначала о меньшинстве. Сначала — о центре города, где никак не разберутся, кого и по какому принципу переименовывать. Когда-то — даже я это помню — в Городской думе существовала целая комиссия по топонимике, которая такими вопросами занималась профессионально. А профессионально — это значит с приглашением историков, краеведов, с оценкой экономической целесообразности, с выслушиванием (не поверите) мнения жителей (которые, кстати, всегда против).
Так из исторической части Нижнего Новгорода исчез ряд коммунистических названий, и если раньше в троллейбусе № 13 на площадь Минина и Пожарского я ехал по улице Фигнер, то теперь — по Варварской. И то, и другое название казалось мне некрасивым.
Но тогда весь этот процесс выглядел логичным. Городу вернули старое название — Нижний Новгород (я, если что, за), логично было вернуть и старые названия центральных, «старонижегородских», скажем так, улиц.
Но почему-то тема модной быть перестала. И если улицу Лядова успели переименовать в Большую Печерскую, то вот площади Лядова название не сменили. Тут, конечно, отдельная тема — для историков и краеведов. Ибо кто-то говорит, что и не было такой площади раньше, кто-то — что была она Крестовоздвиженской и Монастырской, а по данным самой Википедии — носила (буквально однажды) имя Ромена Роллана.
И вот в чью-то голову пришла мысль: переименовать! И тут я тоже не против, сомнительным товарищем был этот Мартын Лядов. Но и Монастырской как-то язык не поворачивается называть площадь, где по ночам сменяют друг друга то ГИБДДшники, то проститутки. А ***дской площадь вряд ли разрешат назвать — крест все-таки стоит аккурат напротив ночных работников и работниц.
Вообще, как раньше было — улицы вели к церквям, и в их-то честь и назывались: Сергиевская, Покровская, Ильинская и т.д. Это не я придумал — это Татьяна Виноградова на круглом столе еще пару месяцев назад рассказывала. А я ей верю. Монастырь на площади Лядова не виден, монастырь на площади Лядова не стоит. А посему называть площадь Лядова Монастырской нелогично. Зато стоит известный дом Бугрова. Вот Бугровской и назовите — он много чего полезного для города сделал.
Вот тут-то мы и переходим к главной теме. Во всем должна быть логика. Понимание. А их нет. Ну не понимаем мы, почему вот эта улица носит имя Сакко и Ванцетти. Не все уже даже знают, что это два разных человека. А уж тем более не знают, какое эти два итальянца имеют отношение к Нижнему Новгороду, да еще и к Дубёнкам? А Шекспир к Пролетарке?
А ведь сколько еще таких нелепых названий в нашем немаленьком городе. Сколько всяких вообще никому не известных имен, среди которых, видит бог, есть деятели похлеще того же Лядова! А вот эти безликие «Старые производственники», которым я отдал 16 лет своей жизни?
Вот и подумал я, что названиями пора приторговывать. А иногда — собираться жителям вместе и насильно свои улицы переименовывать. Вот живу я, например, на ул. Турнирной. За последние лет 15 ни одного турнира здесь проведено точно не было. Потому как дорог нет. А есть ямы. А есть рухнувшие заборы. А есть огромные лужи и скопившаяся в них жижа. Однажды мы соберемся с соседями, подумаем и решим: не переименовать ли нам улицу Турнирную в улицу Жижина — того самого Андрея Жижина, который возглавляет департамент дорожного хозяйства Нижнего Новгорода. Или в улицу Владимира Аношкина, чья компания «домоуправляет» большей частью Автозавода, и кто попросту игнорирует просьбы и требования жильцов. Мы, конечно, пошлем запрос в Думу, но на всякий случай сами сделаем указатели, памятные доски соорудим, чайку нальем и сядем ждать… телевизионщиков и героев новых улиц.
Чем не пример? Или вот улица Богдановича — ну чем она не улица Англичанинова? И для Аверина проспект найдем подходящий, и для Ковалева с Шумилковым — по улице. Всем найдем!
А вдруг кто-то и сам захочет, чтобы его именем была названа улица? Ну почему нет — ведь называют же в Европе да в Штатах музеи, школы, библиотеки именами живых еще спонсоров? Лично я был бы не против жить на улице имени бизнесмена Такого-то. А за это он бы и дороги сделал, и трубы починил, и крыши залатал, и заборы сделал. Его же имя-то, и детей его. Гордость же! И жители бы честно говорили: а зовется наша улица так, потому что хороший мужик был вот этот Такой-то.
Максим Калашников