12-12-01

Общество

Заваленные горизонты и неявные перспективы

«Новая» в Нижнем» открывает цикл статей, которые специально для нашей газеты будут писать нижегородские профессионалы в самых разных сферах. Начнем с текста об одной из самых проблемных и показательных сфер. Слово фотографу, члену Союза фотохудожников, награжденному Почетной лентой Международной федерации фотоискусства (FIAP), дважды победителю фотоконкурса EPSON, участнику и дипломанту многих российских и международных фотовыставок и биеннале Ивану Белову.

Фотография в нашем городе имеет знаменитое прошлое, невнятное настоящее и смутное будущее. Богатый дореволюционный Нижний прославили Карелин и Дмитриев, идейный советский Горький — Капелюш и Соборовер, бунтарский Горький «семидесятых» — Шпагин, Урусов, Яворский, Усов и многие другие. Ныне здравствующих фотографов «той эпохи» к «прошлому» причислять не осмелюсь, но тем не менее они тоже — мастера «старой закалки», основы которой были заложены фотоклубами «Волга» и «Поиск». А вот сегодня прославлять современный Нижний Новгород, похоже, некому.

Фотографы

Эти пессимистичные мысли касаются не только фотографии. Точнее, фотография (впрочем, как и любое другое искусство) является показателем общих тенденций. Кто такой современный нижегородский профессиональный фотограф? Подчеркнем, профессиональный — тот, кто зарабатывает фотографией себе на жизнь.

Уж точно не выпускник соответствующего вуза, потому что фотографии у нас в стране на профессиональном уровне учат всего в двух-трех местах в Москве и Санкт-Петербурге, куда просто так не поступишь. Скорее всего, молодой специалист, которому по той или иной причине не хочется работать по специальности. Он прослушал курс лекций об устройстве фотокамеры и как не завалить горизонт при съемке, посетил 1-3-7 мастер-классов заезжих фотографов (интересно, если профессионалу есть чем заняться, разве он будет гастролировать по стране с мастер-классами?) и начал свой фотографический путь. При этом путь изначально выбирается как средство заработка.

Здесь скрыта первая ловушка: профессионалы прошлых лет начинали с любительской фотографии (от слова «любить»). Как правило, долгое время они снимали не ради денег, а ради удовольствия, идеи, славы, почета. Они учились у художников, режиссеров, писателей и поэтов. Лишь спустя время, отточив навыки, некоторые из них получали возможность заработать. Они были фотохудожниками. Сегодня совершенно необязательно быть фотолюбителем — достаточно иметь пресловутую «зеркалку». Об общекультурном фоне просто умолчим — это бич современности. Благодаря техническому прогрессу, фотография стала доступной как никогда прежде. Вот и появляются новые фотографы, как маслята после дождя, в большинстве своем технически малограмотные и культурно неразвитые, ухудшая и разбавляя и без того не очень высокий уровень культуры потребителя.

Тем не менее, большинство новоиспеченных фотографов находят себе заказы. Казалось бы, парадокс? Человек едва умеет нажимать на кнопку затвора, а уже зарабатывает? К сожалению, никакого парадокса нет. В нашем городе в первую очередь ценится не качество продукта, а его низкая стоимость. Наверное, это карма торгового города, которым всегда был Нижний Новгород. Эта вечная страсть к дармовщинке приводит к тому, что низкосортным продуктом завалено все вокруг — от полок супермаркетов до телепрограмм. И люди привыкли, так что даже не замечают этого.

Пример. Крупное нижегородское предприятие по изготовлению модных платьев наняло известного московского фотографа для проведения фотосъемки продукции. Процесс съемки был тщательно спланирован, моделей искали по всей стране, в итоге получились замечательные кадры. В конце заказчик решил сэкономить и распечатал каталоги самостоятельно на своем домашнем принтере. Нужно ли продолжать? Вся дорогостоящая съемка оказалась сведена на нет копеечной экономией. Но самое ужасное, что заказчик так этого и не понял и с гордостью демонстрировал кошмарные отпечатки.

Рынок

Итак, наш новоиспеченный фотограф находит и выполняет заказы. Качество исполнения невысоко, но и платят немного. Как правило, прожить на заработанные деньги практически невозможно. К тому же со временем человек понимает, что для качественной картинки нужна качественная аппаратура, а она стоит немало. И так открывается дилемма: или продолжать фотографировать, или искать работу «поденежней», чтобы купить нужную камеру или оптику. Как правило, более денежная работа остается, а фотография возвращается в разряд хобби. То есть идет отсев — остаются более удачливые или талантливые. Они вынуждены повышать свои расценки, но очень скоро упираются в «потолок»: заказчик не желает платить больше, чем предлагают другие, и ему, по сути, неважно, что другие работают хуже, главное — стоят дешевле.

Съемка свадеб — первое, с чего начинают зеленые профессиональные фотографы. После кризиса 2009 года свадеб (и, соответственно, свадебных фотографов) стало ну очень много. Схема проста — пришел, отснял, потом прогнал двадцать лучших кадров через фотошоп, сделал на них розовую листву и пурпурное небо, как сейчас модно, отдал две тысячи фотографий на диске, получил деньги. Неважно, что не умеешь работать ни с цветом, ни со светом, что собственного видения не существует, поэтому ты копируешь других (не лучших) коллег. Этого клиент, скорее всего, не заметит. А если заметит, то будет слишком поздно — свадьбу не повторить. К сожалению, очень многие начинающие фотографы тренируют свои навыки, совершая ошибки и набивая опыт за счет своих клиентов. В своем портфолио такие фотографы, кроме свадеб, как правило, не могут показать ничего. В лучшем случае — пейзажики или студийные портреты, снятые в однообразной унылой классической манере. А клиенты как-то забывают, что при съемке свадьбы мало делать гламурные портреты, — это в первую очередь репортаж: довольно сложный жанр, требующий от фотографа полной самоотдачи, на какую способны только опытные профессионалы.

Развитие

Многие открывают свою студии. Ввиду широкого выбора относительно недорогого оборудования — это один из наиболее простых путей развития. Набрать заказы — не проблема. Фотографировать девушек и детей, затем глянцевать им лица специальным плагином (небольшая вспомогательная компьютерная программа в дополнение к главному фоторедактору. — Прим. ред.) — и все. Прибыль в кармане. Скучно, никакого творчества, но что делать! И уж конечно, это лучше, чем снимать на паспорт. Юбилей и корпоративы — задача еще проще: задумываться о творческой стороне не нужно вообще.

Итак, наш фотограф постепенно растет в профессиональном плане, повышает уровень мастерства и расценок. Помимо свадеб (сезонный заработок, к слову!), юбилеев, корпоративов, портретов женских и детских (от которых очень быстро устаешь, если работать хорошо) он может снимать для глянцевых журналов. За рубежом многие знаменитые мастера фотографии начинали именно с иллюстрированных журналов, это возможность проявить свой творческий талант плюс неплохо заработать. Что же происходит в Нижнем?

Если взять любой нижегородский глянцевый журнал, можно сразу же определить, какие фотографии были предоставлены рекламодателем, а какие готовились редакцией самостоятельно. Последние отличаются весьма посредственным качеством технического и/или идейного исполнения. Почему же издатели не могут повысить качественный уровень своих журналов? Проблема практически везде одинакова: копеечные гонорары, за которые профессионал работать не будет, невыполнение обязательств по срокам их выплаты, нежелание идти на диалог. В итоге падает качество издания (фотография — это 70% наполнения любого иллюстрированного журнала), но этого падения, кажется, никто не замечает — ни рекламодатели, ни потребители. Самые живучие издания — рекламные каталоги. И все вновь сводится к общекультурному уровню населения.

Творчество

Уровень культурного развития самого фотографа и его заказчика почти всегда совпадает. У меня на глазах открылись и закрылись несколько частных художественных галерей, дорогие картины и фотографии у нас в городе практически не покупают. Покупают то, что продается на Покровке, — дешевый ширпотреб. Логично, что предложения качественной фотографии тоже практически нет. Полтора десятка действительно талантливых и хороших фотографов на полуторамиллионный город — это ничтожно мало.

В итоге остается либо довольствоваться тем, что есть, либо менять работу, либо переезжать в город, где качественный товар востребован, и за него готовы платить. Уважающий себя профессионал не будет работать хуже, чем может, только из-за того, что ему меньше платят, поэтому идти на компромисс и наступать на глотку творческому началу ему тяжело. К тому же, именно творческая сторона фотографии сегодня в наименьшей степени востребована рынком. Профессиональный фотограф — не тот, кто умеет пользоваться фотошопом, а тот, кто работает творчески, придумывает и воплощает в безукоризненной технике свои идеи. Большинство же идут по простому пути и становятся похожи на нашего восточного соседа, который не способен создать что-то свое, а с удовольствием ворует и копирует (причем плохо) чужие идеи и продает свой товар за три копейки.

Выводы весьма неутешительные. В творческой фотографии по итогам всероссийский конкурсов Нижний Новгород находится где-то ближе к концу рейтингов. У нас нет талантов? Да нет, таланты есть, даже очень яркие. Но они либо уже уехали, либо не умеют себя продвигать, либо сменили род деятельности.