12-12-26

Политика

Приватизация по Дворковичу: кому на Руси будет жить хорошо?

Возглавив в 1994 году Экономическую экспертную группу Минфина, Аркадий Дворкович демонстрировал бухгалтерский склад ума, что открывало ему перспективу в рамках Минфина. Но он был выдвинут в стратегические управленцы – и став ныне вице-премьером, Дворкович представляет опасность не только для правительства, но и для федеральной власти в целом. Об этом пишет Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, в своей авторской колонке «Трагедия либерального таланта».

Делягин вспоминает «феноменальные» высказывания Дворковича: о лишении студентов даже нищенских стипендий, о готовности населения к повышению пенсионного возраста, о гольф-полях, ресторанах и концертных залах, как средстве привлечения инвесторов, предпринимателей и ученых в «Сколково». Эти высказывания — после того, как их произносит чиновник в ранге вице-премьера правительства, уже не воспринимаются как некая «простительная эксцентричность юного дарования», пишет эксперт: «Общество в ужасе отшатывается от образа очередного либерального монстра, погрязшего в связях с сомнительными бизнесменами и не брезгующего даже рейдерством (в котором обвинил его экс-чемпион мира Анатолий Карпов)».

О том, что «зона ответственности вице-премьера четко пересекается с бизнес-интересами его друзей», пишет не только Делягин. В докладе Института глобализации и социальных движений (ИГСО) «Ненужная приватизация: разоружение перед кризисом» говорится, что в бытность Дмитрия Медведева президентом Дворкович принимал активное участие в создании «личного» пула бизнесменов, связанных с главой государства. «За годы, пока Медведев занимал пост президента, суммарные капиталы близких к нему предпринимателей возросли до 50 млрд долларов, — утверждает глава ИГСО Борис Кагарлицкий.

В статье «Ненужная приватизация», опубликованной в «Московском Комсомольце», Борис Кагарлицкий развивает тему доклада и пишет, что «некоторые особо приближенные к премьеру коммерсанты, среди которых Михаил Абызов, Сулейман Керимов, Ахмед Билалов, Игорь Юсуфов и другие, пострадав от кризиса в 2008-2009 годах, смогли восстановить свое состояние, а многие многократно приумножили свои доходы. Они получали дешевые кредиты, участвовали в реализации крупных проектов». Теперь, когда Медведев возглавил правительство, позиции молодого либерального экономиста (Дворковича) не только не ослабели, но даже в определенном смысле укрепились, уверен эксперт, ведь он получил доступ к принятию конкретных «технических» решений. «Приватизация дает его друзьям отличные возможности в очередной раз укрепить свои позиции на рынках», — пишет Кагарлицкий.

Наглядным примером может служить SPO Сбербанка, проведенное нынешней осенью. Фондовый рынок в этот период лихорадило. В результате за пакет в 7,58% акций выручили меньше, чем рассчитывали. Глава Сбербанка Герман Греф надеялся получить по 100 рублей за акцию. А ушли акции по 93 рубля. Между тем, в 2008 году акции продавали по 110 рублей, а в 2011-м, когда цена восстановилась после кризисного падения, за 109 рублей, добавляет эксперт. «Ценные бумаги были реализованы по 93 рубля, хотя все говорили, что продавать по цене ниже 100 абсолютно нерационально. И мы как всегда не знаем, кто их купил. Более того, деньги не пошли в бюджет. Рубли были направлены в резервы – в «печку», а доллары – на Запад – они вкладываются в американские ценные бумаги», — пишет Кагарлицкий.

Приватизация Сбербанка ничего не дала: деньги особенно и не требовались, рынок был не очень хороший, считает Иван Родионов, профессор ГУ ВШЭ. «По сути это было демонстрацией движения и больше ничего», — говорит он. Между тем, напоминает Кагарлицкий, до 2016 года запланирован выход государства из уставных капиталов «РусГидро», «Зарубежнефти», до 75% плюс одна акция должна упасть доля государства в «Транснефти» и «ФСК ЕЭС». В 2013 году планируется начать продажу акций «Роснефти». В приватизационных списках фигурируют также ВТБ, РЖД, «Совкомфлот», «Росагролизинг», Россельхозбанк, аэропорт Шереметьево, «Аэрофлот» и АЛРОСА. Уменьшится доля государства в «Роснано», «Уралвагонзаводе», ОАК, ОСК.

«Приватизационная программа направлена на увеличение богатства ряда конкретных бизнесменов», — говорит Кагарлицкий. «Определенная группа близких к власти бизнесменов пытается воспользоваться кризисом, чтобы быстро, дешево и без особых проблем захватить удобные для них куски государственной собственности. Либералы торопятся, потому что сейчас можно продать основные фонды с максимальной выгодой для покупателя и максимальным убытком для государства. Причем последний фактор имеет такое же важное значение. Дело в том, что сейчас проводится политика свертывания социальных программ. Если в бюджет поступит много денег, это затруднит их демонтаж», — поясняет он.

За 2012-2014 гг. государство может получить от приватизации около 30 млрд долларов, что опрошенные «Компанией» эксперты считают незначительной суммой, вряд ли сильно влияющей на доходную часть бюджета. При этом приватизация, как показывает опыт 2012 года не в состоянии остановить отток капитала, говорится в статье. По расчетам Центрального банка он должен составить 65 млрд долларов. Но только за первую половину года эта цифра уже превысила 43 млрд. За тот же период, по данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), объем прямых иностранных инвестиций уменьшился в России на 39% до 16 млрд долларов.

Ряд действий Дворковича напоминает саботаж, считает Делягин. Например, поручения президента Путина, настаивающего на скорейшей выдаче лицензий на освоение арктического шельфа, похоже, просто игнорируются, а 10 декабря вице-премьер так лихо провел совет директоров «Росгидро» по выполнению Указа Путина о докапитализации компании, что 5 директоров из 13 подали заявление о выходе из совета.

При этом супруга вице-премьера Зумруд Рустамова получает миллионы за членство в советах директоров «Росгосстраха», АЛРОСы, «Росагролизинга», ММК, аэропорта «Шереметьево» и других компаний, напоминает эксперт. «Для либерала здесь нет и тени коррупции, — иронизирует он. — Ведь в советах директоров не должны быть лишь сами чиновников, а их жены могут быть как «суперэффективными бизнесменами» (как Батурина), так и «суперэффективными управленцами».

Когда-то подававший надежды экономист, сегодня Дворкович, отравленный либеральным фундаментализмом, похоже, способен приносить только вред, резюмирует Делягин: «Его пример – хороший урок».