13-01-25
Экономика
Зачем городу подарили областную собственность?
Руководство Нижнего Новгорода на днях рапортовало о намерении сделать предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» безубыточным. Утверждение, как минимум спорное, но только на первый взгляд.
В Нижнем, возможно, грядет передел рынка автобусных перевозок
Автотранспортное предприятие № 1 МП «Нижегородпассажиравтотранс» до последнего времени являлось областной собственностью. Предприятие вынуждено перевозить большое количество льготных категорий граждан, а потому до сих пор является, выражаясь термином советского прошлого, планово-убыточным. На сегодняшний день «Нижегородпассажиравтотранс» имеет долг в 600 миллионов рублей, который растет, как снежный ком. На предприятии не хватает 700 водителей и 800 кондукторов, зарплаты у рядовых работников явно не заоблачные, а большинство единиц подвижного состава выработало свой ресурс. Куда ни кинь — всюду клин.
В этой ситуации заявление главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова о планах грядущей безубыточности «Нижегородпассажиравтотранса» звучит не совсем убедительно. А если учесть, что Кондрашов пообещал не повышать плату за проезд в городском общественном транспорте в ближайшее время, то слова сити-менеджера внушают еще большие сомнения. За счет чего глава администрации собирается сделать автотранспортное предприятие № 1 безубыточным? Внятных ответов на этот вопрос пока не прозвучало. А прозвучало вот что: «В конце 2012 года автотранспортное предприятие полностью перешло из областного подчинения в муниципальную собственность. Это более 800 автобусов, которые обслуживают 59 городских маршрутов и ряд пригородных. Специалисты оценивают состояние предприятия как непростое. Большая честь автобусов имеет износ до 80%, а средний пробег составляет более 400 тыс. км. Сейчас мы внимательно изучим работу «Нижегородпассажиравтотранса» за прошедший период, и, опираясь на мнение специалистов, будем планировать закупку новых машин».
Возможно, я и ошибаюсь, но закупку новых машин при всем желании нельзя отнести к операциям, приносящим прибыль.
«Средний уровень заработной платы составляет порядка 23 тысяч рублей, но это с существенной переработкой. Необходимо продумать решения по улучшению условий труда, проработать возможность увеличения зарплаты для сотрудников. Это поможет изменить ситуацию с привлечением профессиональных кадров», — добавил Олег Кондрашов.
Повышение заработной платы — дело, конечно, хорошее, но все эти действия для собственника убыточны, и уж никак не прибыльны.
Возможно, ответ на наш вопрос кроется в следующих словах Олега Кондрашова: «Период, когда муниципалитет занимался развитием только коммерческих маршрутов, а областное правительство — социальных автобусов, привел к определенному дисбалансу. Эту ситуацию необходимо исправлять. В течение года будет создана и утверждена комплексная транспортная схема, которая упорядочит пассажирские потоки. Нам нужно максимально загрузить метро, электротранспорт и социальные автобусы. А там, где потребуется дополнительный сервис, будем привлекать коммерческий транспорт, по которому, кстати, пока также много вопросов».
Больше социального транспорта
Коммерческий транспорт — это маршрутки, отданные в свое время на откуп частникам. Лет 15 назад решение муниципальных властей отдать обслуживание автобусных городских маршрутов частному бизнесу спасло само существование общественного транспорта в Нижнем Новгороде. Похоже, настал момент, когда мэрия хочет и может вернуть в свои руки прибыльный коммерческий транспорт, что само по себе означает грядущий передел на рынке автобусных перевозок в областном центре.
Других вариантов обеспечения общей безубыточности автопредприятия, которое занимается обслуживанием только социальных рейсов, я не вижу. Хотя… «Если под единым управлением городской транспорт будет правильно загружен, долг предприятия расти не будет», — заявил Олег Кондрашов. Что именно глава администрации понимает под «правильной загрузкой»? Некоторое перераспределение транспортных потоков в связи с пуском станции метро «Горьковская» в Нижнем Новгороде действительно произошло, но специалисты уже просчитали, что существенного роста доходов нижегородский метрополитен в этой связи так и не ощутил. Рост доходов, безусловно, присутствует, но потенциальная прибыль от пуска «Горьковской» вряд ли покроет растущие как на дрожжах убытки «Нижегородпассажиравтотранса». Скорее всего, частников все-таки будут постепенно отжимать от лакомых автобусных маршрутов. Этот процесс в принципе уже начался. Скорее всего, оттирая частников, муниципальные чиновники и специалисты будут ссылаться на преимущества, которые дает муниципальный транспорт.
Председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Александр Моренов уже заявил, что «Нижегородпассажиравтотранс» имеет мощный технический и человеческий ресурс, здесь есть диспетчерская, большой цех диагностики и ремонта транспорта, автобусный парк имеет техническое оснащение для регистрации времени прибытия и убытия маршрутов. Другими словами, мэрия сама в состоянии работать на рынке городских автоперевозок — материальная база позволяет. Когда муниципалитет закупит новые машины, в руках городских чиновников окажется еще один козырь для того, чтобы взять власть в свои руки — это лишь вопрос времени. Другое дело, как бы в итоге не стало хуже.
Сергей Анисимов