13-02-08

Культурный слой

Мариенгофу — из долговечного камня…

Но все ж средь трепетных и юных
Ты был всех лучше для меня.
С.А. Есенин

А.Б. Мариенгоф, 1919 год

В России долговечным камнем именуют гранит или мрамор. Мемориальные плиты из таких горных пород призваны увековечить знаменательные события и их владельцев. Подобные «страницы памяти» становятся частью зданий, в стенах которых проживала и работала видная персона. Сегодня в Нижнем Новгороде насчитывается более 250 мемориальных досок, все они по-своему приоткрывают нам историю города.

В предновогоднем номере (№ 145 от 21 декабря 2012 г.), «Новая газета» в Нижнем» опубликовала статью «Дом поэта» — материал о доме, где до 1913 года проживал наш знаменитый земляк — поэт, драматург и писатель Анатолий Борисович Мариенгоф. Предоставленные в статье сведения о родителях поэта, конкретном месте жительства семьи ранее в СМИ не публиковались, поэтому для литературной карты Нижнего Новгорода это событие важное.

В начале декабря 2012 года мною был сделан запрос в Центральный архив Нижегородской области, руководителю Комитета по делам архивов, Б.М. Пудалову, где и были получены необходимые сведения. Материал написан на основе информации, полученной из различных документов, доказывающих достоверность факта проживания Мариенгофов в доме № 10 «В», на Большой Покровской. Все сомнения и вопросы окончательно сняло письмо младшей сестры поэта — Руфины Борисовны Судаковой, с фрагментом эскиза местожительства Мариенгофов в Нижнем Новгороде.

Пошаговый список используемых документов:

1. Нижегородский ежегодник «Адрес-календарь за 1911 г. », раздел «Алфавитный указатель адресов жителей города Нижнего Новгорода» — указано: Мариенгоф Борис Михайлович, торговец, проживал по адресу: ул. Большая Покровская, дом Кудряшова и Чеснокова (стр. 113).

2. В Нижегородских ежегодниках «Адрес-календарь», выпускавшихся в Нижнем Новгороде до 1916 г., в разделах «Табель домов Нижнего Новгорода» (с указанием владельцев), указано: Улица Большая Покровская, № 10 — торговые дома Кудряшова и Чеснокова.

3. В «Техническом паспорте» эти два здания именуются как «Домовладение № 10», включающее в себя дома № 10 и 10 «В», на улице Большой Покровской.

4. Письмо младшей сестры А.Б. Мариенгофа — Руфины Борисовны Суда­ковой, с фрагментом эскиза местожительства семьи в Нижнем Новгороде, на ул. Большой Покровской. Адресовано основателю и краеведу, первому директору музея Максима Горького, Алексею Ивановичу Елисееву. В письме Руфиной Борисовной указан не только дом, где проживала семья (№ 10 «В»), но и подъезд. Фрагмент письма предоставлен его сегодняшним владельцем — Ю.А. Изумрудовым (кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века, ННГУ им. Н.И. Лобачевского).

5. Сведения о родителях А.Б. Мариенгофа взяты из «Посемейного списка мещан Нижнего Новгорода за 1895 г. »

Заметим, что в Пензе, куда после смерти матери Мариенгоф переехал вместе с отцом и младшей сестрой, дом, где они жили, к сожалению не сохранился.

Произведения Анатолия Мариенгофа приняли на себя множество книг и научных работ, среди которых особо стоит выделить: «Имажинист Мариенгоф. Денди. Монтаж. Циники» — финского литературоведа Томи Хуттунена. Одним из первых в нашей стране изучением творчества поэта занялся кандидат филологических наук  Валерий Сухов (первая статья опубликована в 1990 г.). В завершении можно вспомнить слова И.Бродского, который утверждал, что Мариенгоф был первым, кто применил «киноглаз» в русской литературе.

Вот и получается, персона — видная. Событие — знаменательное. Следова­тельно — должно быть увековечено. Возможно и не из долговечного камня…

Дмитрий Ларионов