13-02-22
Экономика
Большие проблемы малого бизнеса
Как нижегородские депутаты борются с предпринимательством
«Титаник» российской экономики получил очередную брешь от малого ума и большой коррупции. Нет, пассажиры первого класса не пострадали — достойные компании вроде газовых и нефтяных игроков продолжают кушать омаров в ресторации под музыку оркестра. А вот пассажир третьего класса — малый бизнес — уже тонет, запертый в отсеках. И нижегородская гордума, предав интересы избирателей, забивает в грудь малого бизнеса осиновый кол.
Депутат Тюрин обещает, что автозаводскому предпринимателю Пискареву никогда не получить разрешение на мобильную торговлю горячим хлебом
Этот год начался с жестокой «резни» в сфере малого бизнеса. Власти, любящие отчитываться об экономическом росте, намекали, что субъекты малого бизнеса, словно братья наши меньшие в доме, то есть в экономике, присутствуют, живы и здоровы. Мол, мы в ответе за тех, кого приручили. Правда, похоже, решили усыпить. С 1 января 2013 года в два раза увеличился размер фиксированных обязательных социальных взносов для индивидуальных предпринимателей. Повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к тому, что микробизнес в лице ИП изживает себя в России. Только в январе 208 тысяч ИП самоликвидировались, но это не конечная цифра, так как процесс снятия с регистрационного учета занимает определенное время.
Бюджет уже потерял более 3 млрд руб, но власти готовы потерять больше и движутся к неведомой цели со скоростью курьерского поезда. Они не замечают, что та самая подушка российской экономики, которая быстрее восстанавливается после мировых финансовых катаклизмов и кормит десятки миллионов россиян, расползается по швам. Люди отчаиваются и забрасывают занятие малым бизнесом или уходят в тень. А ведь могли бы работать и платить налоги.
Интересно, что к федеральным трендам решили добавить от себя осиновый кол в грудь малого бизнеса и нижегородские депутаты. Городская дума одобрила увеличение штрафных санкций за торговлю в неотведенных местах. По словам директора департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства Ирины Семашко, предложение обусловлено увеличением количества объектов незаконной торговли. В зависимости от субъекта правонарушения штрафы увеличатся до 250 тыс. руб, за повторное нарушение — до 500 тыс. руб. Что такое штраф в полмиллиона для малого бизнеса? Это погибель.
Меня в этом случае поражает поведение городского парламента. Но судя по всему, реестр торговых точек на улицах города составляется весьма пристрастно — туда не включают предпринимателей, которые конкурируют с кем-то из депутатов. Можно сказать, что городская дума по факту — клуб лоббистов своего бизнеса и своих конторок.
Чувство стыда и негодования испытываешь, когда читаешь на страницах нижегородской прессы комментарии депутата Игоря Тюрина. Это бизнесмен, который среди прочего бизнеса еще и печет хлеб на заводе «Каравай». И он не скрывает, что прикладывает все свои административные рычаги, чтобы бороться с мелким предпринимателем, который пытается на фирменных машинках-«хлеболетах» торговать горячим хлебом на улицах города. У предпринимателя все сертифицировано, хлеб пекут на автозаводском хлебозаводе, продукт горячий и упакованный в бумажные пакеты, население расхватывает его. И самое главное — этот хлеб дешевле, чем в стационарной рознице, так как в его стоимость не заложена аренда и прочие ритейловые сборы.
И вот депутат Тюрин развернул борьбу. Он обещает, что автозаводскому предпринимателю Пискареву никогда не получить разрешение на мобильную торговлю горячим хлебом, которая кстати, существует даже в цивилизованной Европе, куда мы так стремимся, но судя по всему, не попадем с депутатами тюриными.
Замечу, что Тюрин возглавляет профильную комиссию по экономике, промышленности и предпринимательству. Видимо это не мешает, а даже помогает ему бороться с доверенным сектором и вычищать его от тех, кто мешает его бизнесу. Смотрите, что он заявил одной нижегородской газете: «Я всегда и везде утверждаю, что власть должна быть сильной. Администрацией города проделана колоссальная работа по определению мест размещения объектов торговли. «Хлеболетов» там не предусмотрено, поэтому комиссия гордумы по экономике будет всеми мерами бороться против них». В продолжении цитаты депутат выдал свою ангажированность с головой: «Этот бизнес мешает развиваться стационарной торговле и хлебозаводам, нарушает логику конкуренции. «Хлеболеты» встают у супермаркетов и торгуют, где считают нужным. Люди покупают более дешевый хлеб с машины, в это время хлебобулочная продукция в магазинах черствеет. Моя точка зрения определена — я категорически против торговли хлебобулочными изделиями таким образом». Отлично! Депутат городской думы, являющийся бизнесменом, ставит палки в колеса торговле дешевым хлебом! Ему, как производителю, невыгоден этот нехитрый демпинг и интересы избирателей остаются где-то на периферии. Демпинг цен выгоден только населению, которое еще не настолько богато, чтобы переплачивать за продукт социальной значимости. Но депутат Тюрин — не население, он владелец хлебозавода. Ему, видимо, выгодно ровно противоположное.
Между тем, цены на хлеб уже волнуют региональные власти. Вот председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по АПК Николай Шкилев поднял тему роста цен на хлеб. Молоко уже дорожает. Можно ли удержать цены на хлеб? Пусть парламентарий Шкилев спросит об этом своего коллегу, городского депутата Тюрина — можно ли ради населения разрешить малому бизнесу заниматься мобильной торговлей хлебом?
Очень зажигает умы городской депутат Александр Котюсов, комментируя ситуацию со штрафами за несанкционированную торговлю: «В России так устроен человек, что пока его не оштрафуешь, тот не поменяется. В данном случае эти карательные меры полезны». Депутат прав. В России и депутаты так устроены, что свой бизнес им ближе и важнее, чем интересы населения и мелкого предпринимательства, они с удовольствием давят неугодных и неудобных. Поэтому я согласен: «в данном случае карательные меры полезны», — депутатов надо наказывать за неприкрытый лоббизм и несоблюдение интересов избирателей.
Денис Никифоров