13-02-22
Общество
Стоп, машина!
Педагоги бьют тревогу: детское пароходство, по их словам, вот-вот закроется
Детское речное пароходство, носившее когда-то имя Аркадия Гайдара и гремевшее на весь Союз, сегодня на грани закрытия — так, по крайней мере, утверждают люди, работавшие и продолжающие пока работать с нижегородскими юнгами.
По их словам, организация эта буквально агонизирует: детей, желающих заниматься по пароходному профилю, остались единицы, разваливается педагогический коллектив и имущественный комплекс. Решение подчинить детский речной клуб, расположенный в Нижнем Новгороде, образовательному учреждению отдаленного района нашей области подразумевало подобный финал.
Обратный отсчет начался в девяностые. До этого государство исправно и много вкладывало в детское речное пароходство имени Аркадия Гайдара, расположенное в Нижнем Новгороде: увлеченным кораблями ребятишкам и мастерские устроили, и два парохода купили. Сотни капитанов и судовых инженеров когда-то прошли через эту систему. Формально ДРП было на балансе Волжского пароходства. В 1994 году эта фирма приватизировала имущество, в том числе и детский клуб и все, что ему принадлежало. Лишенное поддержки, детское пароходство ничего кроме убытков не приносило, и воротилы речного бизнеса передали клуб муниципалитету. Правда, не со всеми потрохами: учебный корпус, по словам бывшего работника ДРП Геннадия Кулакова, фирма оставила себе и сдала в аренду.
И вот здесь начались малопонятные вещи. Ни для кого не секрет, что в прямом подчинении городского департамента образования находятся и станции юных техников, и клубы, и отдельные секции — и сравнительно сносно себя чувствуют… А вот Детскому речному пароходству не повезло: его почему-то не сделали автономной организацией, а ввели в состав нижегородского лицея № 11 (не исключено, что как раз из-за проблем с учебным корпусом). Чем это плохо, догадаться несложно: деньги, спускаемые лицею, идут на нужды именно этого учреждения, а на дополнительное образование — постольку-поскольку. С 90-х годов и до недавнего времени теплоходы детского пароходства не ремонтировались, педагоги работали на энтузиазме. Учебного помещения для юнг лицей найти не мог, хотя обещания такие чиновники давали.
Не так давно начальников у речных педагогов стало еще больше: 11-й лицей вместе с ДРП вошел в состав Чкаловского техникума транспорта и информационных технологий. В ходе этих пертурбаций из названия легендарного клуба исчезло имя писателя Аркадия Гайдара. Мелочь, казалось бы… Но что останется от общества, если оно начнет разбрасываться такими мелочами?
И еще о названии. Если раньше оно соответствовало содержанию процентов на 80 (то есть большинство детей обучались именно речному делу), то теперь с точностью до наоборот: буквально десять ребятишек ходят в профильную секцию, остальные — на кружок кройки и шитья, пения и так далее. Фактически нижегородское ДРП превратилось в обычный детский клуб с необычным названием.
Стоит отметить, что у техникума есть свое, чкаловское детское речное пароходство — со своими помещениями, педагогами и даже кораблем. Возникают вопросы: зачем чкаловскому учреждению, у которого есть клуб такого же профиля, поддерживать и развивать дублера в Нижнем Новгороде? И не собирались ли власти вообще избавиться от ДРП, передав его техникуму с уже имеющейся аналогичной организацией? А может, планировалось не просто избавление, но и кое-какие махинации с имущественным комплексом? Но не будем спешить с ответами. Посмотрим, что произошло после передачи 11-го лицея под крыло чкаловского техникума.
Во-первых, из областного бюджета наконец-то стали выделять деньги на ремонт теплоходов. Это подтверждают все опрошенные нами участники событий.
«При поддержке регионального минобразования мы сделали большую работу тогда на теплоходе «Аркадий Гайдар», — рассказывает директор Чкаловского техникума транспорта и информационных технологий Ольга Грошовкина. — Заменили радиостанцию, мебель в каютах, произвели ремонт в кампусах. Постельное белье поменяли, посуду — все закупали новое, там ничего не соответствовало требованиям контрольных органов. Это позволило в прошлом году открыть навигацию: впервые за многие годы дети у нас плавали на «Гайдаре» до Козьмодемьянска и обратно». Правда Вадим Парамонов говорит, что ремонт плавсостава начался еще до вступления в должность Грошовкиной.
Во-вторых, накалились отношения между педагогами и начальством. То ли первые стали вдруг проявлять излишнюю строптивость, то ли руководство техникума принялось закручивать гайки — сказать сложно. Приведем для примера пару острых ситуаций.
Шкипер ДРП и преподаватель секции парусного спорта Дмитрий Вакал разместил свои лодки на дебаркадере, дабы проводить на них занятия. Руководство техникума в ультимативной форме потребовало эти лодки убрать. По словам Дмитрия Вакала, замечания о том, что это пагубно отразится на работе с детьми, были проигнорированы. То же самое произошло и с преподавателем водомоторной секции Вадимом Парамоновым: принес он свои моторки в помещение ДРП, но вскоре унес по приказу руководства — дескать, на балансе их нет.
Зарплата преподавателей ДРП, по словам Вакала и Парамоноа, резко снизилась. Так, Парамонову платят сейчас 9 тысяч в месяц, а Вакал в последнее время получал вообще 2 тысячи.
Впрочем, Ольга Грошовкина эту информацию не подтверждает. По ее словам, у тех педагогов, кто много работает с детьми и чьи воспитанники привозят с соревнований кубки, зарплата достойная. А вообще, зарплата, как утверждает директор, не снижалась. Личный состав также сокращается: в прошлом году были уволены завуч и руководитель ДРП, а в феврале этого года — шкипер Дмитрий Вакал.
«Меня просто убрали, потому что я пытался не допустить развала пароходства, — говорит он. — В конце концов издали приказ, чтобы я не появлялся на рабочем месте, а потом уволили за прогулы». Ольга Грошовкина, в свою очередь, утверждает, что Дмитрий Вакал в течение длительного времени не появлялся на рабочем месте, за что и был «оптимизирован».Теперь секцию парусного спорта вести некому, осталась одна — водомоторная.
Все эти дрязги не могут не повлиять на количество жаждущих заниматься подростков. «Когда мы приняли пароходство, там было 230 детей, — рассказывает Ольга Грошовкина. — Кружки велись по школам в том числе. Когда мы проверили, мертвые души убрали — осталось 170 человек».
В единственной оставшейся профильной секции — водомоторной — с трудом наберется 10 ребят, а в былые времена было до 30. «Зимой вообще человек пять ходит, потому что у нас проблемы с отоплением, — говорит Вадим Парамонов. — В моем кабинете температура не более 10 градусов, а иногда и меньше. Я неоднократно обращал внимание руководства на эту проблему, но воз и ныне там. Похоже, скоро нас совсем тут прикроют».
Педагоги подозревают, что ДРП в Нижнем Новгороде расформируют, оставив пароходство в Чкаловске, а списанное имущество втихаря реализуют.
Осенью прошло года два теплохода и дебаркадер уже были отбуксированы в Чкаловск, что вызвало негодование ветеранов детского пароходства. В областном министерстве образования тогда ответили, что корабли и дебаркадер отправлены на ремонт, причальная же стенка сохраняется за техникумом. Эту позицию подтверждает и Ольга Грошовкина. Правда, она не уточнила, где будут базироваться теплоходы — в Нижнем или в Чкаловске.
«Они будут курсировать и там, и там, — говорит директор техникума, — но на зиму мы будем забирать эти суда к себе на ремонт».
Что же касается расформирования ДРП, то его, по словам Ольги Грошовкиной, в ближайшее время не ожидается. Более того — планируется развитие как чкаловского, так и нижегородского отделений. Хотелось бы в это верить — и очень не хотелось бы, чтобы детское пароходство в Нижнем окончательно загнулось.
Георгий Степанычев