№28 (2023), 16.03.2013

Культурный слой

Еще раз выжали сок…

На текущей неделе группа CosmoCats с легкой помощью Антона Пуха, вокалитса FPG, если не разорвала музыкальную закулису Нижнего, то хотя бы немного встряхнула. Новоиспеченный альянс записал кавер «Соковыжимателя» — песни, выпущенной «Алисой» на великом альбоме «Энергия». И этот кавер люди активно копируют в соцсетях, обмениваются мнениями. Песня-то выбрана для кавера не абы какая, а с эпохальной пластинки.

Фото Мари Казанской

Я связался с гитаристом Сергеем Даниловым, автором аранжировки.

— Что тебя связывает с «Алисой»? Казалось бы, более далекой группы от тебя и CosmoCats и не найти… Во всяком случае выбор требует разъяснения.

— Как ни странно, в недолгий период моего увлечения русским роком в подростковом возрасте «Энергия» был одним из моих любимых альбомов, оставил яркий след. А песня «Соковыжиматель» выделялась на общей палитре и «бодлеровскими» образами в рассказанной истории, и интересным музыкальным решением. Мелодически альбом очень удачный, не удивительно, что и у нашего басиста Егора Баранова песня в фаворитах. И тому заслугой может быть блестящая партия Петра Самойлова.

— В CosmoCats один из самых «поющих» вокалистов в Нижнем, это я о Диме Буренине. Почему выбрали Пуха ему в помощь? Уж не потому ли, что он дружит с Константином Кинчевым?

— Вадим, не было задачи искать приближенного к Кинчеву человека, и в нашей истории это совсем не первая коллаборация. Да, наш Дмитрий с блеском справляется с любым предложенным ему материалом, а здесь получился еще один интересный дуэт. Что касается Антона Пуха — недавно наш Егор записывал виолончель для FPG, и предсказуемо последовал ответный визит в студию Антона. Мы с удовольствием сотрудничаем со многими нижегородскими рок-коллективами, и если материал песни просит, то нужные люди материализуются в студии самым естественным образом.

— Ты довольно много играл каверы в разных составах — в том числе и в CosmoCats. Полагаю, кавер каверу рознь. По-твоему, при каких условиях получается шедевр, а при каких — проходная работа?

— Шедевр или не шедевр, решают время и публика. В классической музыке есть понятие «аутентичное исполнение». Это целое направление, возникшее несколько десятков лет назад, которое характеризуется отказом от современных средств исполнения старинной музыки, то есть стопроцентным погружением в атмосферу современности композитора, игрой с использованием технических и инструментальных средств той эпохи, которой произведение принадлежит.

Мой педагог-профессор Галий Сократович Афанасьев был противником этого направления, он был убежден, что нельзя остановить развитие музыки. И если произведение просит современных штрихов, пусть даже таковых не существовало несколько веков назад, то не использовать их неверно. Новое время требует новых средств выразительности, и только так настоящая музыка продолжает жить полной жизнью.

Будучи его убежденным последователем, я всякий раз без всякого ложного придыхания берусь за новую аранжировку старой песни, и если какие-то элементы прежней аранжировки видятся мне архаичными, я с легкостью избавляюсь от них. Если же песня спустя годы продолжает звучать свежо в первоначальной аранжировке — что ж, остается рукоплескать блестящим музыкантам прошлого, в этом случае вносить что-то свое — только портить. «Соковыжиматель» — блестящая песня, за несколько лет она прижилась во мне, и воплотить ее новый образ было для меня нетрудно.

— Ты назвал аранжировку «быстрой». Настолько был податлив материал?

— Когда ты проживаешь материал, то он, естественно, находит отражение в твоем музыкальном опыте, вкусовых предпочтениях и эрудиции. И не приходится вымучивать аранжировку, которая просто «видится» наиболее верным вариантом, отражающим художественные задачи. Аранжировку мы не вымучивали, а просто сыграли. Мне даже не пришлось что-то разжевывать, я только дал импульс группе, и ребята сразу подхватили. Идея сыграть песню «Алисы» на сцене витала долго и реализовалась, когда пришло время. Достаточно было один раз сыграть ее на сцене, чтобы понять, что результат нас самих удовлетворяет, и неплохо бы его запечатлеть.

— На мой вкус, «Соковыжиматель» все же теряется на «Энергии» рядом с такими шлягерами, как «Мы вместе», «Мое поколение», «Ко мне» или «Меломан»…

— Теряется? Я так не считаю. Быть может, в ней меньше плакатности, но ценим мы ее именно за художественные качества.

— Что сегодня происходит в стане «космокотов»? Вроде бы вы записываете новый альбом. Это будет продолжение дебютника?

— CosmoCats — отлично сыгранная группа, с которой можно реализовать музыкальный материал любой сложности. Я не могу загадывать о каком-то далеком будущем, но вопрос целесообразности влачить полуживое существование в условиях отсутствия адекватного шоу-бизнеса встает все чаще. Налицо существенный спад интереса к рок-музыке в целом, возможно, новое время требует какого-то иного подхода в продвижении собственного творчества. Во всяком случае, те большие надежды, что мы возлагали на наш альбом «Сияние», оправданными назвать не получается. Я горжусь каждой песней на этой пластинке, и считаю, что ее материал хорошо выделяется своей музыкальностью на фоне отечественных рок-релизов прошлого года. «Дебютником» его как-то язык не поворачивается назвать.

— Когда ты говоришь о спаде интереса к рок-музыке, ты имеешь в виду Россию? Но в чем спад интереса? Хороших групп не появляется? Хороших альбомов с гулькин нос?

— Я не только вижу, а опираюсь на факты — хожу на концерты, общаюсь с другими музыкантами.

— Но ведь для того, чтобы зарекомендовать себя на рок-сцене, нужны годы и не один альбом — а три-четыре. Взять хоть «Элизиум» — они стали собирать приличные залы после многих лет и альбомов. Ты готов к этому? Группа готова?

— Не думаю, что корректно сравнивать нашу группу с теми, кто начал свой путь на десять лет раньше, мы развивались в совершенно разных условиях. Что касается количества выпущенного материала, быть может, мы были несколько более строги к его отбору, в репертуаре оставались и доносились до студии лишь стопроцентно удовлетворяющие нас песни, и планка была изначально поставлена высоко. Зато нам точно нечего стесняться в своей биографии. Времена альбомов уходят, в истории остаются песни. И да, мы можем подводить какие-то итоги проделанной работе.

***

P.S. Мне показалось неправильным не дать слово вокалисту CosmoCats Дмитрию Буренину, который при записи кавера «Соковыжиматель» делил микрофон с Антоном Пухом.

— Слово «делить» не очень здесь подходит. Атмосфера на студии была такая, что делить ничего не приходилось. Все было общее. Антон заражал своим раздолбайством так, что в конце сессии мы решили сделать небольшую «панк-подлянку» и оставили только по одному дублю наших голосов, а в местах, где наши голоса перекликаются, пели одновременно, так чтобы не разъединить и не исправить. Кто что будет петь — все решалось непосредственно в студии. Ну и конечно хотелось, чтобы в строчках Пуха почаще встречались слова типа «трактор», «ядерный реактор» (Пух ощутимо картавит. — В.Д.). А песня классная. Потенциал у нее огромный. По-моему, получилось открыть ее с новой стороны.

Вадим Демидов