13-03-16
Политика
Внутриаппаратный скандал в парламенте
Аналитика должна устраивать заказчика. Иначе проку от нее нет никакого, отчего может «полететь голова» Александра Костерина, главы аналитического управления ЗСНО
Обычно Законодательное собрание Нижегородской области интересует широкую публику срезе деятельности депутатов. Однако последнее время внимание привлекает аппаратная «внутрянка» регионального парламента. Говорят, что возник конфликт между руководителем аппарата ЗСНО Дмитрием Егоровым и начальником аналитического управления Александром Костериным. По крайней мере, внешне конфликт имеет именно такую конфигурацию. Реально все сложнее.
Незаметные герои
Руководитель аппарата ЗСНО — это неизвестный герой, от которого многое зависит. Поэтому одни председатели регионального парламента предпочитали брать на себя этот функционал (Виктор Лунин), а другие (Евгений Люлин, Евгений Лебедев) делегировали его особо доверенным лицам.
При председателе Люлине сильная и самостоятельная фигура руководителя аппарата вызывала недовольство некоторых депутатов, в частности освобожденных председателей комитетов. Поэтому когда спикер Лунин отказался от буфера в лице руководителя аппарата, это было воспринято положительно.
Но когда нынешний председатель ЗСНО Лебедев вернул должность руководителя аппарата, то протестов уже не было. Конфликты забылись, уйдя в прошлое. Изначально аппарат возглавил Александр Титов, которого за глаза называли человеком вице-губернатора Владимира Иванова. Когда он покинул пост, все решили, что Лебедев ушел из-под опеки Иванова.
Назначение на пост председателя аппарата Дмитрия Егорова означало наступление периода самостоятельности спикера Лебедева. Однако молодость и неопытность Егорова сыграла в минус. Менталитет Егорова и таких людей как Костерин слишком разнится, чтобы они понимали друг друга с полуслова.
Аналитика — это лженаука?
Теперь об аналитическом управлении. Есть точка зрения, что это одно из ключевых направлений работы регионального парламента. Аналитику у нас часто зажимают, не дают ей подобающего места, хотя это — основа основ. В таких делах все начинается «за здравие», а заканчивается за упокой. Аналитика — это дочка свободы, демократии, разномыслия. Ей нелегко по определению в бюрократической среде, даже в представительном органе власти. Тем более, что в правительстве области категорически против сильной и независимой аналитической службы в ЗСНО.
По нашей информации, аналитическое управление в Законодательном собрании оказалось в сложном положении. Сверху, из Госдумы и Совета Федерации были сигналы о том, что значение аналитики должно возрастать. С другой стороны, еще при спикере Лунине аналитика постепенно теряла свою востребованность.
Внутри Заксобрания все устаканилось, у всех своя ниша, но аналитическое управление вносит в стабильную схему какие-то изменения. Против этого, в первую очередь, выступает правовое управление ЗСНО, пользуясь своим доминантным положением. Не нужна лишняя работа и аппаратам комитетов. Поэтому образовалось нечто вроде единого фронта против аналитического управления и конкретно против Александра Костерина.
Против него лично, скорее всего, ополчилось само правительство региона. Наверняка не многим понравились аналитические выкладки по госдолгу Нижегородской области. Не могу исключить, что областное правительство попросило председателя ЗСНО Евгения Лебедева избавиться от критики линии партии в аппарате законодательной ветви власти. Видимо, Костерину инкриминируют еще и тесные связи с фракцией КПРФ в парламенте, а также с прочими оппозиционными элементами.
Этого вполне достаточно, чтобы на управление аналитики и лично на его председателя началось гонение. Против Александра Костерина сработала целая группа факторов, что и привело к внутриаппаратному конфликту. Другое дело, что руководитель аппарата Егоров мог перевести противоречия в тактичную форму. Вместо этого Костерин стал единственным работником аппарата, которого лишили годовой премии. Это вызвало лишь обострение конфликта, вплоть до судебного процесса, который можно называть беспрецедентным. Костерину был брошен вызов, и он его принял, но зачем?
Если правительству не нравится аналитика регионального парламента, то почему бы ей не противопоставить собственную аналитику? Другое дело, что независимая аналитика, кроме первых лиц, не востребована в Белом доме. Это очень плохо. Такая власть не может считаться современной.
Нет работы — есть имитация
Меньше всего мне интересны судебные разбирательства между ЗСНО и Костериным (хотя почему бы и не посетить процесс). Значительно важнее, чтобы Заксобрание было сильнее, самостоятельнее, являясь реальным противовесом всесильному правительству. Но без сильной аналитики это невозможно.
Костерин, видимо, является сторонником сильного Заксобрания. Но его позиция парадоксальна: мол, если оно похоже на манную кашу, то вообще не нужно. Пусть просто собирается на весеннюю и осеннюю сессии, как Верховный и прочие советы в коммунистическом СССР, принимает единогласно бюджет и прочие законы пакетом. Дешево и сердито. Да и честно — сейчас законотворчество депутатов стало просто фикцией.
У нас не разделение властей, а имитация оного. Не законотворчество депутатов, а опять же имитация. Зачем же так дорого платить за то, что не работает? Примерно таков ход мыслей Костерина. Видимо, это тоже идеологическое грехопадение в нынешней системе политических координат.
Понятно, что сейчас, в условиях почти полного доминирования исполнительной власти, никто не требует от Законодательного собрания первенства во взаимоотношениях с правительством. Но возможны какие-то шаги в нужном направлении. Во-первых, спрос с самих себя. Отчитываться за свою работу перед избирателями. Во-вторых, реальный мониторинг законодательства, а не имитация оного. В-третьих, настоящая антикоррупционная экспертиза законов, а не изображение оной.
Оружие председателя
За два года в ЗСНО произошло не так много заметных кадровых решений. Сменился начальник управления общественных связей Александр Хамков. И в этом была своя логика. Менялся руководитель аппарата Заксобрания. Видимо, это тоже был правильный ход. Скорее всего, уход Костерина из аналитического управления тоже практически свершившийся факт. Другое дело, после этого от аналитики в ЗСНО мало что останется. Лучше бы все решили без скандалов с Костериным и сохранили, а то и усилили аналитическое управление.
Реально нужен сильный председатель Заксобрания, который бы сам возглавил и аппарат, и сильное правовое управление, и обязательно аналитическое управление. Сильная аналитика создает большое поле для маневра председателю Заксобрания области Евгению Лебедеву. Критику правительства тоже удобнее проводить через аналитиков. Мол, что я могу сделать с ними? Они самостоятельны в оценках, там нет политической составляющей, в отличие от выступлений депутатов. А потому аналитика может стать инструментом сотрудничества и реальной работы в руках нынешней власти.
Виктор Деменев